Оригинал взят у
technolirik в
Вход через бочкуВ детстве я очень любил такой литературный жанр, как научная фантастика, которая в начале 1990-х была по большей частью советской. Сборники советской фантастики были в каждой библиотеке и я подобные книги обычно проглатывал за вечер, совершая виртуальные путешествия в неведомые и невероятные миры. Одним из распространенных сюжетов в советской фантастике был сюжет с порталом в параллельный мир. Как правило, герои подобных рассказов залазили в дренажную трубу или какой-нибудь заброшенный тоннель и, вылезши с другого конца, обнаруживали себя в параллельном мире, портал в который находился в трубе или тоннеле.
Я с большим интересом читал подобные фантазии советских писателей, но даже в самых смелых мечтах не мог подумать, что однажды и мне представится возможность пройти через подобный портал и оказаться в удивительном мире прошлого, время в котором остановилось в конце 1930-х годов ХХ века. Единственный портал в этот мир представляет собой обычную бочку, закопанную в землю в одном из лесов Лотарингии. По ту сторону бочки находится самый большой во Франции заброшенный подземный город, о существовании которого знают очень немногие, а координаты бочки передаются лишь единицам, заслужившим уважение в узком кругу диггеров, причем под строгую подписку о неразглашении.
Сегодня я предлагаю вам эксклюзивный репортаж в двух частях из самого крупного из заброшенных подземных военных объектов Европы.
После того, как один уважаемый мною немецкий диггер, поделился со мною координатами этого объекта, я недолго размышлял и срочно стал планировать очередной бункертур в Лотарингию, так как было неизвестно, как долго этот портал продержится открытым. Мой брат, с которым мы ездили в мои первые два
бункертура, к этому времени вернулся к себе на Восток и не мог составить мне компанию в поездке. Так что мне пришлось искать новых попутчиков. Я предложил присоединиться к поездке всем своим друзьям, кто жил в относительной близости от меня, но идея бункертура заинтересовала лишь одного из них, который дал добро и сказал, что хочет поехать вместе со своей девушкой. Я предупредил, что для девушки это может быть немного жесткая поездка и рассказал обо всех возможных рисках, которые будут нас поджидать на этих выходных, но это его не разубедило.
Кроме того я вспомнил, что одна из читательниц моего блога с восторгом комментировала репортажи с заброшенных индустриальных объектов Саксонии и как-то даже обронила фразу типа, "вот бы самой такое увидеть". Ну я ей и написал: мол, хотела увидеть? - приезжай, хоть это и не индастриал, но будет не скучно.
В итоге одним субботним днем мы в составе четырех человек оказываемся в заветном лесу, скрывающем тайну. Так как координаты были только приблизительными, портал нужно было еще поискать, а как он будет выглядеть, я понятия не имел. "Вход через бочку" - сказал мне мой информатор и скинул координаты, уточнив, что они приблизительные. Это все, что мне было известно, так что где-то около получаса или чуть более того ушло у нас на блуждания по лесу и поиска чего-то, похожего на бочку. Чтобы увеличить эффективность поискового процесса, мы с друганом даже разделились и каждый из нас отправился в лесную чащу в одиночку, а девушки ждали нас около машины, которую я припарковал на полянке.
01. Тут надо сказать, что поиски эти не были совсем уж легкими, так как лес этот густо напичкан различными, поросшими густой растительностью, бетонными сооружениями, в каждом из которых я пытался разглядеть среди плотной стены флоры, окутывающей бетон, что-то похожее на бочку, но тщетно. Пролазив так какое-то время и обследовав парочку бетонных сооружений, напоминающих в густом зеленом покрове реликты древней цивилизации Инков, мы объединились с другом и пошли искать дальше вдоль дороги, пока очередная тропинка нас не привела к цели.
02. Портал нашел мой дружбан, отличившейся отличной наблюдательностью. Скрытый под зарослями травы и вьющихся растений, круглый предмет, оказавшийся крышкой, под которой и была та самая бочка, легко было упустить из виду, что я и сделал.
03. Это был успех и мы, воодушевленные находкой, пошли за машиной и ожидающей нас женской половиной нашей команды. Автомобиль я подогнал практически к самому порталу, так как не хотелось оставлять его возле военной грунтовки, проходящей через лес. Вся эта территория принадлежит военным, о чем напоминают запретительные таблички, развешанные на деревьях у дороги через каждые полсотни метров. Встреча с военными или жандармами имела бы очень неприятные последствия, чреватые потерей определенной суммы денег и досрочным завершением бункертура, а этого очень не хотелось.
04. Скажу честно, когда я увидел как выглядит "залаз", я немного приуныл, так как подумал, что женская часть нашей команды ужаснется этой черной дыре, в которую придется лезть и откажется от запланированного путешествия. Ведь из всей нашей команды кроме меня никто в жизни не был под землей, тем более в таких условиях. А оставлять девушек одних в лесу и на запретной территории не хотелось, но если бы они отказались, им бы пришлось ждать в машине.
05. "Если кто-то не хочет лезть, он может подождать нас в машине" - сказал я, обращаясь к девушкам, но в ответ услышал возмущенные возгласы: "Мы что зря ехали?", "Что за бред?" и прочие в таком духе. Возмущению, вызванному моим предложениям, не было границ и я подумал, что женщины меня тут линчуют на месте и спихнут мою тушку в эту бочку. Не став дожидаться суда Линча, я нырнул первым внутрь цилиндрического объекта.
06. Такие прогулки не для людей, страдающих клаустрофобией.
07. На дне бочки находится нора, через которую надо проползти еще пару метров по слегка влажной земле. Чтобы минимизировать степень загрязнения одежды, я подстелил на дно мусорный пакет, но это не сильно помогло.
08. И вот мы внутри и ноздри снова вдыхают прохладный воздух, пахнущий бункером. Этот запах невозможно с чем либо спутать, вдохнув его раз, обретаешь зависимость.
09. Когда то это был вход для личного состава, но после того, как объект был заброшен и неоднократно подвергался нашествию мародеров, военные решили его похоронить, засыпав землей все надземные блоки, где имелся вход, аварийный выход либо любая дыра, в которую могло бы пролезть человеческое тело. Спустя время, диггеры-энтузиасты соорудили такой вот портал, благодаря которому существует возможность увидеть своими глазами самый крупный заброшенный подземный город Европы.
10. Но препятствия на этом не закончились, вход внутрь бункера перекрывала заваренная бронедверь, в которой, к счастью, было отверстие, достаточное для того, чтобы человек средней комплекции мог проникнуть внутрь.
11. Первое, что видит человек, миновавший входную дверь - это пулеметная амбразура, защищающая вход внутрь. Стандарт для любого бункера.
12. Та часть объекта, в которую мы проникли, является входным блоком для личного состава. Ни в одном из подобных музейных объектов нет возможности посетить входной блок для солдат, по той причине, что вход в музейных фортах всегда организован через входной блок для амуниции, так как он гораздо шире и удобней для экскурсионных групп. На фотографии в конце корридора видна ниша наблюдательного бронеколпака типа GFM.
13. Так она выглядит изнутри. Ржавчины много, но сохранность неплохая, даже деревянная площадка для наблюдателя на месте. Подниматься наверх я не стал, так как бывал в башне подобного типа в других объектах.
14. Продолжим осмотр входного блока. В центре фотографии у стены видна небольшая фву блока, справа на фото резервуар для воды.
15. Справа от резервуара воды находится боевое отделение. Хоть оба входных блока расположены в тылу, каждый из блоков имел средства защиты на случай окружения противником. В данном случае это две амбразуры для двух спаренных пулеметных установок.
16. В случае появления вражеских танков, одна пулеметная установка отодвигалась и на ее место вставлялась противотанковая 47-мм пушка, подвешенная на этом рельсе. Это стандартная связка на многих объектах линии Мажино от небольших дотов, до артиллерийских фортов.
Так выглядит эта связка в оригинальном состоянии. Фото сделано в музейном форте
Шоненбург. Если это ваш первый пост об артиллерийских фортах линии Мажино, рекомендую перейти по ссылке и ознакомиться с материалом. На примере форта Шоненбург я очень детально описал устойство подобных сооружений.
17. В противоположном углу находится еще один пулеметно-наблюдательный колпак GFM. Почти каждый подобный блок оснащался двумя колпаками этого типа и боевым отделением, которое я только что показал. Отверстие, через которое внутрь блока попал грунт, вызывает у меня вопросы. Аварийными выходами входные блоки не оснащались, так что единственное, что приходит на ум - это то, что тут была вентиляционная шахта, на это же указывает расположенная в полутора метрах фильтро-вентиляционная установка.
18. Второй бронеколпак имеет худшую степень сохранности, площадка тут отсутствует.
19. Двери, за которыми находится потерна, ведущая в подземную часть объекта.
20. Обычно подобные блоки оснащались винтовой лестницей и лифтом, как например это реализовано в форте
Шоненбург. Видимо, при сооружении этого комплекса вынуждены были экономить средства, и вместо лифта соорудили более дешевую наклонную потерну. Таким же образом реализован спуск под землю в другом заброшенном артиллерийском
форте.
21. Закопченный потолок и остатки обмотки на полу свидетельствуют о том, что мародеры жгли тут кабель с целью извлечения меди. Грустная картина.
22. Сразу же рядом с входной потерной находятся помещения внутренней электростанции. В этом помещении располагалось электрооборудование, от которого мало что осталось. Потолок и стены в копоти и воздух тут тяжелый, мародеры жгли в этом помещении кабель. Разграбление объекта происходило еще до того, как военные его засыпали землей.
23. Остатки электрооборудования.
24. Сама же электростанция состоит из четырех дизель-генераторных установок, оснащенных шестицилиндровыми дизелями SGCM, мощностью по 230 л.с. каждый. На фото на переднем плане остатки статора одного из генераторов, за ним находятся две дизель-генераторные установки, еще две расположены в соседнем помещении, которое видно слева на фотографии.
25. Снабжение объекта электроэнергией осуществлялось через силовой кабель, проложенный от ближайшей электростанции под землей в паре метров от поверхности. Внутренняя элетростанция комплека выполняла роль резервной и запускалась лишь в случае пропажи напряжения в силовом кабеле.
26. При этом запускались лишь две дизель-генераторные установки, мощности которых хватало для нормальной работы техники объекта, остальные две установки были резервными, но в случае интенсивных боевых действий при увеличенной потребности в электроэнергии подключался третий дизель-генератор.
Примерно так выглядело это помещение до работы мародеров. Фото сделано в форте
Шоненбург.
27. Несмотря на то, что мародеры тут основательно потрудились, сохранность дизелей относительно неплохая. Но вот фальшпол пропал полностью. Дизель-генераторы в нормальном положении на четверть утоплены внутрь фальшпола, тут же он был полностью демонтирован. Видимо, он мешал мародерам снимать кабеля, которые были проложены в желобках под фальшполом и они его сняли.
Так выглядит дизель-генераторная установка в рабочем состоянии, правда тут на фото другой дизель. Фальшпол на месте.
28. Еще один из четырех дизель-генераторов. В свете фонарей эта машинерия 1930-х годов смотрится магически.
29. Сохранился один из показателей мощности, производимой дизель-генераторной установкой.
30. Еще парочка электроприборов на стене: амперметр и вольтметр.
31. Рядом с электростанцией находятся емкости с водой, используемой для охлаждения дизелей (в желтых резервуарах) и водные запасы всего объекта (в серых резервуарах).
32. Полная автономность объекта составляла три месяца, на этот срок и были рассчитаны запасы топлива, провизии и всего остального.
33. Тут же находится скважина, из которой форт снабжался водой. Какова глубина данной скважины, я не знаю, но обычно подобные скважины в объектах линии Мажино могли достигать несколько сотен метров глубины.
34. Еще резервуары с водой. Тут же по соседству располагался огромный топливный резервуар, с запасом солярки для дизелей, но я его не сфотографировал.
35. Идем дальше в казарменную часть и посмотрим, что там есть интересного.
Но для начала пару слов о самом объекте и его план. Этот подземный комплекс есть не что иное, как артиллерийский форт линии Мажино, причем это третий по величине объект оборонительной линии. Про самый большой форт линии Мажино я уже
писал, он насчитывает 17 боевых блоков, второй по величине объект линии Ouvrage Hochwald находится в Эльзасе и насчитывает 11 боевых блоков. Он является частью французской авиабазы и используется как ее командный центр. И третий по величине объект линии Мажино заброшен и сегодня ему посвящен мой пост. Объект насчитывает 10 боевых блоков и является самым большим заброшенным объектом линии Мажино и самым большим заброшенным подземным городом в Европе. Так выглядит его план:
Этот форт был построен в период с 1930 по 1935 годы и его строительство обошлось казне в 172 миллиона франков (около 33 миллионов евро по сегодняшнему курсу). Объект имеет классическую компоновку: два входных блока, десять боевых блоков, огромный склад боеприпасов М1, свою собственную железнодорожную систему с несколькими вокзалами и локомотивным депо, соединенную с внешней региональной железнодорожной сетью. Длина основной потерны составляет более 1200 метров, глубина залегания подземного уровня - 30 метров. Гарнизон форта состоял из 795 солдат и 26 офицеров, которые могли вести боевые действия при полной автономии сроком до трех месяцев.
36. На карте выше я отметил красным входной блок, через который мы проникли на подземный уровень. Как видно на карте, сразу рядом с входным блоком находится электростанция и примыкающая к ней казарменная часть, включающая в себя кухню, фильтро-вентиляционную установку, лазарет, солдатские казармы и комнаты офицеров. Осмотрим казарменную часть объекта детальней.
37. Фильтро-вентиляционная установка казарменного сектора впечатляет своими размерами и идеальной сохранностью.
Если прибрать мусор и включить освещение, то разницы между этими снимками практически не будет.
38. Главная ФВУ отбирала воздух с поверхности через замаскированные в лесу бронеголовки и подавала его во все помещения подземного уровня форта. В случае газовой атаки, воздух пропускался через батарею из нескольких десятков фильтров и обеззараживался. Фильтры состояли из двух уровней с активным углем, поглощающим газы, и одним уровнем бумажных мембран.
39. Внутри некоторых помещений казарменной части мы обнаружили взыбленный пол. Такое явление я наблюдал тут впервые и на момент посещения причины его мне были не ясны.
40. Лишь спустя время я узнал, что причиной этого явления являются залежи гипса в почве, которые имеют свойство расширяться при контакте с водой. Таким образом гипс стал причиной давления, которое разрушило самую слабую часть подземного сектора - бетонный пол.
41. Санузел, разрушенный вандалами.
42. Душевые комнаты.
43. Кухня.
44.
45. Выкорчеванные откуда-то электродвигатели, видимо приготовленные мародерами к вывозу, но внезапная засыпка объекта поломала им все планы. Так и лежит это добро никому не нужное.
46. Трансформаторная комната, с уцелевшими трансформаторами! Нечасто можно встретить такую степень сохранности на подобных объектах.
47. Части системы вентиляции, зачем то сложенные в одном из помещений казарменной части.
48. Объект был заброшен в 1970-е годы и первое время охранялся, затем охрану сняли и в конце 1980-х он стоял открытым с распахнутыми дверями, в которые можно было въехать даже на машине. Именно в этот период и началось активное разграбление комплекса мародерами, которое продолжалось недолго, так как объект в 1990-х "похоронили", засыпав многометровым слоем грунта все блоки, где была возможность проникновения внутрь. Это и спасло объект от дальнейшего разграбления и обеспечило его довольно неплохую сохранность.
49. Я смотрел в сети фотографии, сделанные в начале 1990-х и могу с радостью констатировать, что его состояние с тех пор не стало хуже. О том, что внутрь существует портал, знают лишь узкие круги диггеров, которые изредка совершают сюда вылазки с целью фотографии и получения определенного удовольствия, которое всегда присутствует во время таких подземных прогулок. Да и через бочку не особо много унесешь, так что сохранность объекта обеспечена на многие десятилетия вперед, если его не уничтожит гипс.
50. Который медленно но верно делает свою подрывную работу, разрушая пол и стены подземного уровня.
51.
52. Так выглядит основная потерна объекта - его главная транспортная артерия.
53. Сверху видны крепления для кабелей электропитания и связи. Кабеля отсутствуют. То ли их демонтировали военные при уходе, то ли это работа мародеров. Учитывая длину потерны около 1200 метров, меди тут было столько, что кто-то наверняка построил себе дом на эти деньги.
54. А это, видимо, следы послевоенной модификации комплекса. Похоже, что вентиляционную трубу тут пустили под полом, а не под потолком, как это сделано в других фортах линии Мажино. Было ли так изначально, либо это послевоенная переделка, остается лишь догадываться.
55. Туалет казарменного блока.
56. Тут в каждой ячейке установлены классические унитазы, значит туалет после войны модернизировали. Канализации в объектах линии Мажино не было, под туалетами располагались баки с химикалиями, куда и скапливались отходы жизнедеятельности и затем периодически вывозились из объекта наружу.
57. Святая святых - винный погребок. Чтобы компенсировать стресс от постоянного нахождения под землей, каждый солдат, служивший в этом комплексе, раз в день получал пол литра вина.
58. Сохранился даже рисунок на двери с графиком выдачи вина.
59. На этом закончу обзор казарменной части. Обо всем примечательном, что нам там встретилось, я рассказал. После осмотра казарм, мы вернулись в основную потерну и отправились дальше.
Было решено сначала направится в сторону входа для амуниции и осмотреть встреченные по пути локации, а затем двигать вверх в боевой сектор. Первыми по дороге нам встретились два ответвления от основной потерны в разные стороны. На карте я обозначил это место стрелочкой:
60. Слева была штольня для сточных вод, вход в которую закрывала бронедверь, а за ней еще одна бронерешетка.
61. За решеткой штольня уходила на многие сотни метров вперед. Насколько длинной она была, трудно сказать, но если луч моего фонаря бьет на 500 метров, то до конца он не добил. Есть вероятность, что в конце мог находиться аварийный выход на поверхность, но исследовать штольню мы не стали, это было трудозатратно и бессмысленно.
62. Напротив штольни находилось еще одно ответвление от основной потерны, ведущее в наблюдательный Блок 14.
63. Вход в каждый боевой блок перекрывался герметичным шлюзом из двух бронедверей.
64. Наверх ведет лесенка, вьющаяся вокруг лифтовой шахты. Блок 14 оказался очень маленьким и состоял всего лишь из трех бронекуполов, два типа GFM и один перископный. Все это я уже видел раньше, так что внутри не фотографировал.
65. По приближению к главному артиллерийскому складу М1, натыкаемся на массивную и толстую гермодверь. Она должна была защитить от ударной волны казарменный и боевой сектора в случае детонации боеприпасов на складе М1.
66. Сразу за дверью нас встречает картина массового разрушения. Вздыбленная на два метра земля, висящие в воздухе рельсы, куски бетона и кирпича, разбросанные вокруг - локальный подземный апокалипсис.
67. Можете представить наше удивление от увиденного. Зрелище было эффектное и совершенно неожиданное.
68. Как вы уже догадались, это все работа гипсовых залежей в почве.
69. В этом месте почва поднялась на два метра, таким образом можно было дотянуться до потолка, высота которого в потерне составляет около 4 метров.
70. Вздыбление почвы произошло как раз на месте одного из подземных вокзалов, где железнодорожные пути раздваиваются. Тут же находятся ответвления рельс, ведущие в склад М1.
Это место на карте я обозначил красным кружком.
71. Какие бы сооружения не строил человек, природа в очередной раз показывает, кто в доме хозяин. Бронедвери гнутся как бумажные, прочные стены трескаются и разваливаются, бетон крошится, как пенопласт.
72. Сквозь апокалиптичные картины, мы направляемся внутрь главного склада боерипасов подземного комплекса.
73. Пристройка из белого кирпича - явно послевоенная модификация объекта. Википедия говорит, что в помещениях склада в 1986-1987 годах выращивали грибы. Может быть эта пристройка и была сооружена в то время, а может раньше. Установить подобные факты не представляется возможным.
74. Помещения склада очень просторны, это самые обширные пространства всего подземного комплекса.
75. Повсюду разбросаны ящики от снарядов.
76. Хорошо, когда еще у кого то в команде есть фотоаппарат. Света (
bambola_pinata) фотографирует меня в то время, как я делаю кадр, что выше.
77. Просто огромное количество ящиков от боеприпасов. Заглянул внутрь, может где затерялся снаряд? Нет, все ящики были пустыми. Этим ящикам суждено остаться тут навсегда, ведь через портал-бочку ящик не пролезет, а других выходов из подземелья нет.
78. В другом помещении кто-то аккуратно сложил вентиляционные трубы. Возможно их готовили к эвакуации, но потом объект похоронили и они так и остались в этом затерянном мире.
79. Одно из самых живописных мест склада - полукруглый изгиб складской потерны с железнодорожным полотном. Очень красивая локация!
80. Перрон для разгрузки поездов. Боеприпасы и аммуницию привозили на склад поездами обычной региональной узкоколейки, с которой была связана подземная железнодорожная сеть. А затем со склада боеприпасы и прочие грузы доставлялись к боевым блокам и объектам сектора обеспечения поездами внутренней узкоколейки.
Историческая фотография, сделанная фотографом американского журнала Life на складе М1 одного из объектов линии Мажино в 1940 году.
81. Тут тоже встречаются ящики для боеприпасов.
Которые можно увидеть на фотографии того же журнала Life 1940 года.
82. Силуэт.
83.
84. Возвращаемся обратно в главную потерну. На фото видно как сильно поднялся грунт в том месте, которое мы недавно миновали.
85. Главная потерна ведет нас дальше к входному блоку.
86. По дороге встречается еще несколько ниш, примыкающих к потерне, но все они пусты. Раньше они использовались как дополнительные складские помещения комплекса. Также на этом фото можно заметить остатки контактной сети узкоколейки.
87. Очередная развилка. Прямо путь к входному блоку для доставки амуниции, направо находится депо для подвижного состава узкоколейки.
Вот это место на карте:
88. Это полноценное депо, в котором есть все необходимое для обслуживания и ремонта железнодорожного подвижного состава.
89. Смотровые ямы, подъемный кран для монтажа габаритных и тяжелых деталей. Все атрибуты настоящего депо.
90. Даже тупики в конце путей присутствуют.
91. Если вы посмотрите на карту, то заметите, что перед входным блоком есть еще одно ответвление от основной потерны - штольня силового кабеля.
92. Через несколько сотен метров штольня заканчивается таким вот небольшим помещением, внутри которого расположен ствол силового кабеля. Именно в этом месте кабель, по которому осуществлялось снабжение форта электричеством, заходит внутрь объекта. Такие вещи вам в музеях не покажут. Что удивительно - силовой кабель на месте!
93. Возле выхода стоит электрооборудование, которое должно было находится внутри электростанции. Видимо, мародеры готовили оборудование к вывозу и складировали тут, чтобы потом подъехать на машине и погрузить его в кузов, но внезапно объект засыпали.
94. Выход наружу замурован стеной, а снаружи еще и засыпан грунтом. Следы копоти на стенах и потолке свидетельствуют о том, что два десятка лет назад мародеры жгли в этом месте кабель. Примечательно, что выход находится на одном уровне с подземной частью комплекса. Холмистость местности позволила реализовать такую компоновку и сэкономить на лифтах. Также благодаря такой компоновке подземной части, стал возможен заход внутрь комплекса поездов региональной узкоколейки.
95. Парочка фотографий внутренностей входного блока для аммуниции. В принципе ничего нового или особо интересного нами тут обнаружено не было.
96. Огневая комната все с той же системой двух спаренных пулеметов и одной противотанковой 47-мм пушкой, что и в других подобных блоках и два бронекупола GFM. Классика жанра.
97. Мы осмотрели всю часть комплекса, что находится на карте ниже сектора обеспечения и возвращаемся назад.
98. На обратном пути еще раз фотографирую картину разрушений главного вокзала комплекса. Она впечатляет!
99. Я видел в сети фотографии этого места, сделанные в 1990-х. С тех пор картина разрушений не изменилась, так что есть надежда, что на этом разрушительный процесс остановился. По крайней мере, за последний десяток-другой лет он не прогрессирует, если судить по фотографиям.
100. Тем временем наш мини-отряд направляется в боевой сектор блока и впереди нас ждет еще много интересного.
101. Но об этом я расскажу во второй части рассказа, которая выйдет на днях...