Оригинал взят у
technolirik в
Музей саксонских грузовиков в Хартмансдорфе. Часть 1Продолжаю начатую в
прошлом посте тему ГДР-овского автопрома и следующие несколько постов будут посвящены восточногерманским автомобилям. Во время моих поездок по Саксонии, мне довелось посетить очень крутой музей с богатой коллекцией идеально отреставрированых грузовых автомобилей, 90 процентов которых были произведены в ГДР. Музей находится в небольшом городке Хартманнсдорф, что в десяти километрах от
Хемница и называется "Музей саксонских грузовых автомобилей". Как понятно из названия, основу коллекции составляют грузовики, произведенные в Саксонии. К сожалению, музей совершенно неизвестен не только за границей, но и в самой Германии, хотя коллекция раритетов в нем шикарная, а состояние всех экземпляров, самому старому из которых более сотни лет, идеальное.
А теперь обо всем этом подробней...
01. В музей можно легко добраться общественным транспортом: пригородной электричкой из Хемница в Хартманнсдорф и автобусом с вокзала до музея. Сам музей расположен в современном здании ангарного типа и был открыт в мае 2011 года.
02. Музей управляется сообществом владельцев исторических грузовиков, созданном в 1995 году в Хартманнсдорфе и был создан по инициативе сообщества при поддержке городской общины и многочисленных спонсоров.
03. В холле музейного помещения развешаны плакаты с историями всех саксонских производителей грузовых и коммерческих автомобилей, а также карта Саксонии с отмеченными городами, в которых эти производители находились с 1900 по 1990 годы. Внизу карты представлен их полный список.
04. Что касается самого музея, то он обладает множеством плюсов и небольшим минусом. Из плюсов - очень богатая коллекция с многими раритетами, восстановленными до идеального состояния, возможность рассмотреть каждый экземпляр вблизи и даже залезть в кабину (это не разрешено, но двери автомобилей не закрыты на ключ).
05. Минус у музея один - размер ангара явно меньше, чем должен был бы быть для такой немаленькой коллекции, поэтому автомобили расставлены очень кучно. Из-за этого сфотографировать большую часть музейных экспонатов без широкоугольника просто невозможно, а широкоугольник искажает пропорции автомобилей.
06. Так как музей этот малоизвестен, посетителей в музее нет, благодаря чему можно неспешно наслаждатся обществом прекрасных автомобилей в гордом одиночестве. За те три часа, что я провел в музее, я был его единственным посетителем, правда было это в будний день. Ощущения сродни тем, как если ребенка зыбыть в магазине игрушек.
07. По причине ограниченного места в ангаре, в музее выставлена не полная коллекция автомобилей сообщества. Так что тут иногда проводят ротацию экспонатов. Кроме того все автомобили на ходу и регулярно выезжают из музея для участия в слетах владельцев олд- и осттаймеров.
08. Несмотря на то, что здание музея представляет собою современный ангар, тут все же постарались создать ретро-атмосферу. Пол ангара выложен брусчаткой, и местами расставлены ретро-фонари. Все это добавляет музею дух старой улицы.
09. В музее представлена неплохая коллекция автомобилей известного на постсоветском пространстве и не существующего больше производителя грузовиков и автобусов Robur из Циттау. Эту коллекцию я покажу в отдельном посте, посвященному истории автомобильной марки Phänomen-Robur.
10. Обзор музейной коллекции я начну с самого старого экспоната - грузовика фирмы Presto 1913 года выпуска. Фирма Presto была создана в 1897 году и занималась производством велосипедов, а с 1901 года и мотоциклов. В 1907 году производственная палитра фирмы была расширена автомобилями, которые производились по лицензии французской фирмы Delahaye на заводе Presto-Werke в Хемнице. С 1911 года фирма производит автомобили собственной конструкции.
Экономические потрясения 20-х и 30-х годов привели к поглощению марки концерном Auto Union, после чего выпуск автомобилей под маркой Presto прекратился, но мотоциклы и велосипеды выпускались до 1943 года, затем все производственные мощности были переведены на выпуск военной продукции, в частности танковых гусениц и трансмиссий. После 1945 года оборудование Presto-Werke было демонтировано и вывезено в СССР в качестве репараций.
11. Судя по информации из таблички, этот грузовик обладал четырехтактным двигателем, мощностью 35 л.с. и мог разгоняться до скорости 30 км/ч.
12. Массивные фонари впечатляют. Красивая была в то время техника!
13. Еще немного деталей.
14. Рядом с Presto разместился грузовик Chevrolet 1926 года выпуска.
15. Эмблема марки хранит верность традициям и по сей день, правда сегодня чего только с этим значком не производят.
16. В музее представлена неплохая коллекция легендарных немецких грузовиков Opel Blitz в различных исполнениях: полуторка, машина скорой помощи, пожарная а также полноприводная военная версия. Opel Blitz - самый массовый грузовик Вермахта, широко известный по фильмам и играм про Вторую мировую войну.
17. На фото машина скорой помощи на базе Opel Blitz.
18. Кабина водителя проста и в то же время не лишена уюта.
19. Полуторка Opel Blitz.
20. Интерьер кабины.
21. Пожарный вариант Opel Blitz.
22. Еще одна пожарная машина но уже от фирмы Magirus на шасси Klöckner-Hubmold-Deutz, 1942 года выпуска. Пожарный автомобиль этого типа служил в пожарной части городка Хартманнсдорф с 1942 года.
23. В музее собрана небольшая коллекция грузовиков Mercedes Benz разных годов выпуска.
24. Как и все экспонаты музея, мерседесы находятся в прекрасном состоянии, как будто только сошли с конвейера. На фото Mercedes L 4500. Эта модель выпускалась с 1939 года и активно использовалась Вермахтом в военное время.
25. А это уже послевоенный Mercedes Benz L 3500, модель 1950-го года.
26. Mercedes Benz L 710, модель середины 60-х.
27. Vomag 5 CZ 50, 1928 года выпуска - представитель канувшей в лету фирмы Vomag (Vogtländische Maschinenfabrik AG), что находилась в саксонском городе Plauen. Фирма занималась производством широкого спектра машиностроительной продукции еще с конца 19-го века. С началом Первой мировой тут начали производить первые грузовики для фронта и к 1918 году был выпущен 1000-ный грузовик, что сделало Vomag одним из самых крупных поставщиков техники для фронта. После войны успех фирмы закрепился и параллельно с выпуском различных машин и оборудования фирма продолжает выпускать грузовики, автобусы и различные спецавтомобили. В 1943 году производство грузовиков останавливается и Vomag переходит исключительно на производство танков и броневиков. В 1945 году фабрика подверглась массивным бомбардировкам, производство было уничтожено а остатки оборудования вывезены в послевоенное время в СССР.
28. Управление этим автомобилем не было простым: усилителей руля и тормозов тогда не было, к тому же тормоза были механические, так что водитель должен был обладать неслабой силой, чтобы остановить 5 тонную машину, разгоняющуюся до 47 км/ч.
29. Следующая экспозиция посвящена ГДР-овским автокранам, произведенным на заводе грузоподъёмных машин в саксонском Зебнице (Hebezeugwerk Sebnitz). Народное предприятие VEB Hebezeugwerk Sebnitz было основано в 1948 году на основе национализированного производителя грузоподъемных кранов различных видов - фирмы Georg Kirsten GmbH. Производство кранов на новом народном предприятии началось в 1952 году и было прекращено по политическому решению в 1970 году. За этот период было выпущено около 5000 автокранов. С 1971 года завод VEB Hebezeugwerk Sebnitz был подпорядкован комбинату сельскохозяйстванных машин "Прогресс" ( Kombinat Fortschritt Landmaschinen) и перешел на производство сельскохозяйственной техники в частности косилок-плющилок Fortschritt E301. В 1993 году здание завода было снесено.
30. Первым в экспозиции стоит красавец ADK III/3 „Puma“, 1963 года выпуска. Грузоподъемность крана составляет 3 тонны, вапускался в 1957-1963 годах.
31. Автомобиль оснащался двигателем с воздушным охлаждением от грузовика Robur Garant 32, мощностью 52 л.с., оси и тормозная система были от грузовика IFA Н6. Выносных опор автокран не имел, так как при весе 9 тонн, грузоподъемности 3 тонны и небольшом вылете стрелы в них не было необходимости.
32. При работе машины в режиме крана, водительское кресло разворачивалось на 180° а рулевое колесо при этом снималось и встраивалось в панель управления краном.
33. Решетку радиатора украшает cтильная эмблема производителя - фирмы VEB Hebezeugwerk Sebnitz.
34. Еще одно изделие фирмы VEB Hebezeugwerk Sebnitz - компактный гидравлический автокран ADK IV/1,6, грузоподъемностью 1,6 тонн. Автокран производился в 1960-1961 годы, после чего производство было остановлено из-за дороговизны. Всего было произведено 30 подобных машин.
35. Следующий кран ADK 63 - последний, который производился на предприятии VEB Hebezeugwerk Sebnitz с 1965 по 1970 годы, затем производство кранов было перенесено на магдебургский завод VEB Schwermaschinenbau „Georgi Dimitroff“, где эта модель, модифицированная до ADK 63-2 выпускалась до 1976 года.
36. ADK 63 обладал грузоподъемностью 6,3 тонны, оснащался двигателем с водяным охлаждением от грузовиков IFA, мощностью 93 л.с. и мог развивать максимальную скорость 50 км/ч.
37. Пульт управления краном тут был вынесен на соседнее с водительским сидение, кроме того автокран оснащался гидравлическим усилителем руля.
38. Красивая машина.
39. Помимо колесной техники, есть в музее и один представитель гусеничных машин - бульдозер КТ-50, выпущенный в 1958 году на Брандербургском тракторном заводе (VEB Brandenburger Traktorenwerke).
40. Пользуясь случаем залез в кабину бульдозера.
41. Бульдозер размещен на низкорамном трале TL-12, произведенном в 1955 году вагоностроительной фирмой VEB Waggonbau Gotha.
42. Трактор RS 01/40 Pionier был первым, построенном в ГДР, трактором. Конструкция трактора была еще довоенная 30-х годов, тем не менее трактор выпускался в 1949-1956 годах, после чего еще два года с конвеера сходил его модифицированный вариант. Производством занималась фирма Schlepperwerk Nordhausen, но в первые годы трактор производил завод Horch в Цвикау.
43. Внутри кабины.
44. Этот Unimog U411a, 1962 года выпуска, со снегоочистителем использовался с 1962 по 1991 год на самой высокой горе Саксонии - Фихтельберг, что находится в южносаксонском регионе Рудные горы.
45. Машина выставлена в оригинальном состоянии и реставрации не подвергалась.
46. Автомобиль оснащен двумя двигателями - один двигатель для движения машины мощностью 32 л.с. и второй мощностью 125 л.с. приводил в действие снегоочиститель.
47. Индустриальный тягач Pomßen Schlepper, выпущен в 1966 году фирмой PGH Metall, находящейся в деревне Pomßen, что под Лейпцигом. Фирма выпускала каждый год около 300 подобных машин, которые находили применение как на индустриальных предприятиях, так и на почте, в армии и в аэропортах. 300 таких тягачей были поставлены Кубе, где работали в аэропорту Гаванны (и, вероятно, работают там и по сей день).
В музее также представлена техника знаменитого саксонского производителя коммунальных машин Multicar. Это единственный автопроизводитель ГДР, который смог пережить объединение Германии и до сих пор успешно выпускает продукцию, экспортируя ее в множество стран мира. Продукция известная под маркой Multicar выпускалась на предприятии, которое до 1991 года называлось VEB Fahrzeugwerk Waltershausen.
48. DK 2003 (DK = Dieselkarre - нем. дизельная тележка) - мини-транспортер, выпущен в 1957 году. На машине установлен одноцилиндровый дизель, мощностью 6 л.с. Это была усовершенствованная модель первой ласточки предприятия DK 2002, производство которой было запущено в 1951 году. Грузовичек мог перевозить до двух тонн груза и развивать скорость до 15 км/ч.
49. Следующее поколение транспортеров предприятия VEB Fahrzeugwerk Waltershausen выпускалось в период с 1958 по 1964 годы и изначально называлось Dieselkarre 2004 (DK 4) но в конце 1959 года было переименовано в Multicar М21. Новое имя должно было способстовать успешному экспорту продукции завода в западные страны. С целью придумать оригинальное имя, которое одинаково хорошо бы звучало во всех странах, был организован специальный конкурс. Всего на конкурс пришло 149 вариантов, из которых руководство завода отобрало 13 наиболее удачных. Первые три места распределились так: Multicar, Fawafix, Unicar. Модель оказалась очень удачной и экспортировалась в целый ряд стран как западной так и восточной Европы а также в Персию и Египет. Всего было выпущено около 14 000 машин этой модели, из которых 3200 были проданы за границу. Имя Multicar прочно закрепилось за продукцией завода VEB Fahrzeugwerk Waltershausen.
В 1964 году вышла новая модель Multicar M22, которая в отличии от предшественников уже имела рулевое управление и комфортабельную кабину. Предыдущие модели управлялись при помощи подставки на которой стоял водитель. Перемещая вес тела, водитель наклонял подставку в нужную сторону и тем самым поворачивал в заданном направлении колеса.
Тут показаны органы управления машиной М21 подробней.
50. Новая модель Multicar M22 еще больше закрепила успех фирмы и за десять лет производства с конвейера сошли 42 500 машин этого поколения.
51. Водительское место М 22.
Самым большим успехом фирмы стала модель Multicar М25, известная каждому жителю постсоветского пространства и Восточной Европы. Из 100 000 выпущенных машин М 25, 70% поставлялись на экспорт, как в страны Варшавского договора так и на Запад. В музее этой модели не было, но вы можете увидеть ее каждый день на улицах вашего города.
52. Какой музей ГДР-овской техники может обойтись без легендарного Трабби? Правда тут он выступает в роли груза.
53. Про легендарные ГДР-овские микроавтобусы Barkas В1000 я расскажу в следующей части поста, а пока что покажу часть военных автомобилей, предствленных в музее.
54. IFA P2M - утилитарный армейский джип, представляющий собою модернизированную версию военного внедорожника Horch P2, разработанного к концу Второй мировой войны концерном Auto Union. Машина производилась для армии ГДР в период с 1953 по 1958 годы, после чего была сменена новым поколением P3, который можно увидеть в экспозиции
Индустриального музея Хемница. Полноприводный автомобиль оснащался шестицилиндровым двигателем, развивающим мощность 65 л.с. и разгоняющим автомобиль до скорости 95 км/ч.
55. Интерьер по-армейски спартанский.
56. Немного техники военного времени. На переднем плане военный внедорожник Steyr-Daimler-Puch, произведенный по лицензии концерном Auto Union в 1944 году. За ним стоит Phänomen, о котором я расскажу подробней в посте, посвященному истории автомобилестроения в Циттау, и третий автомобиль в шеренге - Opel Blitz.
57. Еще один вояка из Канады CMP (Canadian Military Pattern) - совместное детище Ford Canada и Chevrolet Canada. Автомобиль выпускался в 1939 - 1945 годах во многих модификациях с различными колесными формулами и применялся на всех театрах военных действий Второй мировой.
58. Всего за военное время было произведено около 400 000 машин этой модели.
59. Весьма необычно расположение руля с правой стороны при том, что движение в канаде правосторонее, как в Европе.
60. Кому интересно узнать больше, в английской википедии есть очень подробная
статья об этой машине.
На этом я завершаю первую часть рассказа об этом потрясающем музее. В следующей части я расскажу о продукции саксонского производителя Framo-Barkas а также покажу отличную коллекцию грузовиков концерна IFA.