Оригинал взят у
zavodfoto в
ZAVODFOTO из ЖЖ: "Черный Принц" ЛиАЗ-Э5200Оригинал взят у
doroshenko_us в
"Черный Принц" ЛиАЗ-Э5200В конце 80х годов, видимо получив вдохновение от зарубежных автобусов, на ЛиАЗе стали задумываться над будущем видом своей выпускаемой продукции. В начале 1988 года в НТЦ ЛиАЗа был создан отдел перспективных автобусов, главной целью которого являлась разработка новых моделей автобусов. Начальником отдела был назначен М. Хорин. Большинство сотрудников отдела были молодые специалисты, которые для достижения своих целей, брались за воплощение самых смелых решений. Проведя анализ условий эксплуатации городских автобусах в крупных городах СССР, они стали разрабатывать первый макетный образец перспективного автобуса под обозначением ЛиАЗ-Э5200, получивший наименование “Черный принц”. Автобус проектировала группа-конструкторов из семи человек.
Создавая автобус, НТЦ ЛиАЗа поставило себе основную задачу увеличить пассажировместимость, при этом превзойти по всем параметрам последнюю серийную модель завода ЛиАЗ-5256. Увеличить пассажировместимость автобуса удалось за счет рационального использования салона. Выбрали переднее расположение двигателя, под кабиной водителя, в результате получили плоский ровный пол по всей длине автобуса и равномерную развесовку массы между передней и задней осями по 10 тонн (у ЛиАЗ-5256 на заднюю ось 11,3 тонны).
Предполагаемая вместимость перспективного ЛиАЗ-Э5200 составляла 135 человек, у серийного ЛИАЗ-5256 - 117 человек. В результате выросла и полная конструкторская масса до 20 тонн, против 17,5 тонн у ЛиАЗ-5256. В автобусе предусмотрели четыре двойных пассажирских двери. Сама кабина водителя имела две двери. Конструкцию кузова упростили, про этом сделав внешний вид более современным и красивым, чем у ЛиАЗ-5256. Кузов усилили за счет жесткого вклеивания боковых стекол. Для автобуса разрабатывали независимую переднюю подвеску.
Основные принципы и подходы, которые были воплощены в макетном образце перспективного автобуса, были разработаны конструкторами ЛиАЗа еще в начале 80х годов. Реализовать их в эпоху застоя не удалось, а как только подул “ветер перемен”, во вновь созданном новом отделе НТЦ ЛиАЗа конструкторы попытали счастья воплотить свои задумки, попытавшись создать народный автобус, отвечающий современным мировым требованиям.
Изготовление макетного образца стала возможной при привлечение сил самого ЛиАЗа, а именно путем привлечения рабочих из отделов опытных конструкций и испытаний НТЦ, при участии рабочих из цехов №№ 01, 02, 08 и 20.
К сожалению, такой современный автобус так и не вышел на улицы городов СССР и современной России. В 1991 году руководство ЛиАЗа разрешило своим подразделениям быть самостоятельными, образовавшиеся организации получили возможность брать в аренду корпуса завода. Первым отделился НТЦ ЛиАЗ, который планировал создавать альтернативные автобусы, взамен ЛиАЗов и ЛАЗ-695. На базе НТЦ ЛиАЗ была организована фирма «Альтерна», которая начала создавать уже другие, более простые модели автобусов, которые заслуживают отдельного рассказа. "Черного Принца" преждевременно и незаслуженно забыли.
Что же было дальше с "Черным Принцем". Автобус остался на хранении в НТЦ, затем стал собственностью фирмы «Альтерна», где украшал своим видом ее территорию, ожидая злой судьбы - распила и подвергаясь каждодневному разгрому. Со слов последний раз его видели в ноябре 1997 года в виде останков на территории бывшего НТЦ ЛиАЗа, фирмы «Альтерна». С большой вероятностью можно сказать, что эти останки не сохранились до наших дней.
(с) Юрий Дорошенко
Источники:
1. М. Хорин - Автобус завтрашнего дня