Виртуальная экскурсия по национальному аэрокосмическому музею Smithsonian: часть первая

Jun 30, 2014 21:59

Оригинал взят у lennikov в Виртуальная экскурсия по национальному аэрокосмическому музею Smithsonian: часть первая

Часть первая: Программы Авангард, Меркурий, Джемини, Аполлон


Эд Уайт выполняет выход в открытый космос во время миссии Gemini 4. 3 июня 1965 года.

Smithsonian обладает крупнейшей коллекцией самолётов и космической техники в мире, расположенной в двух локациях одна в центре Округа Колумбия в составе главного музейного комплекса Smithsonian на капитолийском холме. Там выставленные более компактные экспонаты. Крупная техника, как, например, космический Шаттл, Конкрод или знаменитый ядерный бомбардировщик Энола Гей, выставлены в специальном музейном ангаре в непосредственной близости от Вашингтонского аэропорта имени Даллеса. Рабочий визит в Вашингтон оставил мне достаточно свободного времени, чтобы посетить оба музея. Сначала я хотел разделить фотографии по локациям, но удобнее и логичнее мне показалось привести экспонаты в хронологическом порядке. Этот материал будет представлен в виде нескольких частей, каждая из которых охватывает несколько значимых эпизодов освоения космоса Соединёнными Штатами Америки, от самых ранних пусков, до космических миссий сегодняшних дней. Так же будет отдельный материал, посвящённый авиации и различным рекордам и достижениям. Музейные и архивные комплексы Smithsonian не ограничиваются космосом и аэронавтикой, есть музей естественной истории, музей марок, истории независимости США и многие другие, узнать больше о локациях экспозиции и времени работы можно на их официальном сайте www.si.edu

Национальный музей авиации и космонавтики Smithsonain комплекс на Капитолийском холме (Округ Колумбия)


Вход бесплатный. Проще всего до музея добраться на метро, выйдя на станции L’enfant plasa, оттуда до музея рукой подать. Ехать на машине к музею неудобно. Парковок мало, они все платные и дорогие от 25$.
Адрес: 600 Independence Ave SW, Washington, DC 20560, United States
Национальный музей авиации и космонавтики Smithsonian (Центр имени Удвара Хейзи)

Вход в музей бесплатный, однако если вы приехали на машине, за стоянку придётся заплатить 15$, если вас кто-то подвозит, можно сэкономить, если уехать со стоянки в течение 15 минут деньги вам вернут. Поскольку ангар находится в непосредственной близости от аэропорта, визит в музей, можно запланировать на последний день перед отлётом, учитывайте только, что здесь можно провести и один и несколько дней, постоянно открывая для себя что-то новое. Если нет машины, до музея можно добраться на автобусе.
Адрес: 14390 Air and Space Museum Pkwy, Chantilly, VA 20151, United States

Первые шаги
Программа Авангард
На первых порах у НАСА дела шли неважно, советский Спутник-1 уже вовсю бибикал на орбите, а американские ракеты лететь не хотели. Попытка повторить успех СССР привела к очередной катастрофе 6 декабря 1957 года. Через две секунды после старта, двигатели первой ступени отключились, ракета рухнула на стартовый стол и взорвалась. Спутник, как ни странно, по большей части уцелел.




Попытку запуска американская пресса едко окрестила «Flopnik», смешав слова Flop - «хлопушка», и собственно Sputnik.

Крушение ракеты Авангард-ТВ3



Спутник серии Авангард.

Последующие запуски оказались более успешными. В отличие от Спутника-1, аппараты Авангард использовали солнечные батареи и проработали несколько дольше советского аналога, до самого входа в атмосферу.

Программа Пионер
Когда ракеты НАСА перестали взрываться на стартовом столе и после первых успехов спутников на околоземной орбите, агентство приступило к исследованию Луны и межпланетного пространства.




Макет Пионер-4

По современным меркам это скорее микро-спутник, и больше всего данный аппарат походит на аэродинамический конус, который устанавливают на ракетах. Фактически, - это счётчик Гейгера, радиопередатчик и несколько реле, обеспечивающие включение счётчика в заданное время. Задачей Пионера-4 было измерить радиационный фон вблизи Луны и вот тут фотореле его и подвело, счётчик Гейгера так и не включился. Задачи аппарата выполнили последующие станции Пионер.

Программа Меркурий





Капсула Mercury Freedom 7 выставленная в Морской Академии Аннаполиса, Мериленд.

На этой капсуле 5 мая 1961 года Алан Шепард совершил первый в истории США суборбитальный полёт. Кстати, мало кто знает, что сделал он, напрудив себе в скафандр. Нет, не от страха, да, полёт был опасным, но и Алан Шепард был опытным лётчиком испытателем. Просто подготовка к пуску заняла намного дольше запланированного времени, и все эти часы Шепард находился в капсуле, в которой не были предусмотрены санитарные удобства. Когда несколько часов спустя, терпеть стало невмоготу, Шепард попросился в туалет, на что получил приказ помочиться прямо в скафандр, чтобы не подвергать подготовку к пуску дополнительному риску открытием и закрытием люка капсулы. Опытный военный лётчик выполнил приказ и отправился в космос, слегка хлюпая в скафандре. На самом деле присутствие любой жидкости в скафандре может быть опасно, она может подняться в шлем и утопить астронавта. Это чуть было не произошло с Лука Пармитано на МКС во время выхода в открытый космос 9 июля 2013 года, когда нарушилась герметичность шланга питьевой системы. Впрочем, полёт Шепарда продолжался всего чуть более 15 минут и риск захлебнуться в собственной моче был минимальным.




Для обзора и навигации предназначался перископ, размером не больше объектива фотоаппарата, а Шепард ещё и умудрился сделать несколько фотографий в момент апогея орбиты и, в отличие от Восток-1, полёт которого был полностью автоматическим. «Freedom 7» имела систему управления, тестирование которой входило в задачи миссии. Потом Шепард ещё сделает блестящую космическую карьеру и побывает на Луне в составе Апполона-14. После космоса Шепард напишет несколько книг о своём опыте, будет довольно успешно заниматься бизнесом вместе со своей компанией 7-14 (номера миссий, в составе которых он летал в космос). В 1998 году Шеппард умрёт от лейкемии в возрасте 74 лет, одна из вероятных причин болезни - дозы радиации, которые он получил во время лунной экспедиции.



На ранних этапах разработки космической программы США планировалось приземление на сушу. Инженеры НАСА колебались между объективными сложностями при посадке на твёрдую поверхность и необходимостью содержать спасательный флот при приводнении. Предполагалось, что при посадке на сушу, аппарат будет разворачивать крыло, которое бы позволило пилоту значительно снизить скорость снижения, а также управлять процессом посадки. На высоте около километра крыло отделялось от аппарата, и последний этап снижения должен был происходить на парашюте. В конченом счёте НАСА отказалась от концепции крыла, из-за сложности изготовления и развёртывания, а так же  низких лётных характеристик связки крыло + капсула. В итоге НАСА перешло на приводнение, а система парашютов работала без участия людей и спускаемым аппаратом управлять не позволяла, зато была намного проще и надёжнее.

Программа Джемини




Название программы "Близнецы", происходит от того факта, что капсулы были рассчитаны на двух человек.






Довольно тесная кабина. А ведь в последующих полётах в капсуле умудрялись разместить двух астронавтов, экипаж Джемини 7 провёл в такой капсуле почти две недели и сошёл с ума. Кстати обзор был очень ограничен, широкое окно в музейном экспонате, это на самом деле люк, через который астронавты занимали и покидали капсулу.




Скафандр Джона Глена, в полёте по программе "Friendship 7", впоследствии такие же скафандры использовались в программе  Джемини. По сути, полёт Джона Гленна - это аналог полёта Юрия Гагарина. Алан Шепард, стартовавший на полгода раньше, совершил лишь суборбитальный полёт. Как и в Советском Союзе, создание космических скафандров пошло на основе доработки костюмов военных лётчиков. Кстати, некоторые американцы оспаривают полёт Юрия Гагарина как первый успешный полёт в космос.  Перед самым приземлением Юрий Гагарин катапультировался из спускаемого аппарата на высоте 1500 м. Спускаемые аппараты космических кораблей типа «Восток» не были снабжены двигателями мягкой посадки; кроме того, специалисты опасались «заваривания» люка - в результате и была предложена схема, при которой космонавт приземлялся отдельно от спускаемого аппарата. Однако, согласно требованиям Международной аэронавтической федерации, успешным полёт считается только тогда, когда экипаж приземляется вместе со своим транспортным средством, эти правила были введены для регистрации рекордов и относились в первую очередь к самолётам, тем не менее, Советский Союз скрыл факт катапультирования, чтобы зарегистрировать рекорд. Таким образом, Алан Шеппард и Джон Глен стали первыми людьми, которые побывали в космосе и приземлились внутри своего аппарата. Впоследствии правда вылезла наружу. Но с другой стороны, космические корабли того времени, да и «Союзы», сейчас возвращаются на землю далеко не целиком, так что, в конечном счёте, проблема разрешилась и никто рекорд Гагарина отменять не стал. Этот нюанс даёт основание отдельным людям неофициально оспаривать легитимность первого полёта в космос.



После первых успехов программы Джемини, рядом с главным офисом НАСА появился вот такой таксофон, выполненный в форме посадочной капсулы.




Данный экземпляр использовался в программе Меркурий, камера была модифицирована, чтобы не создавать статический разряд. В атмосфере капсулы с высоким содержанием кислорода, он мог стать смертельным. Пожар на тренировочной площадке Аполлон-1 крепко засел в умах американских инженеров. Такие же камеры, модифицированные для работы в вакууме и креплением к скафандру, использовались во всех лунных миссиях. Задачей астронавтов было привезти как можно больше образцов лунных пород и грунта, поэтому с собой из камер они забрали только плёнки. Когда в ближайшие десятилетия освоение Луны возобновится, космические археологи наверняка уделят немалое внимание местам посадок «Аполлонов».



Инструкция по использованию капсулы Freedom 7 с автографом самого Алана Шепарда.

Рабочие станции НАСА


Вот так выглядело типичное рабочее место-терминал сотрудника НАСА в центре управления полётов. Всё, как и сейчас, - клавиатура, мышь (или скорее джойстик), мониторы. Правда в отличие от современности, клавиатура и экран были лишь терминалами более мощного мейнфрейма, который занимал соседнее здание.

Спутники шпионы


Спутник Мидас, один из первых спутников системы раннего оповещения о запусках межконтинентальных баллистических ракет.

Форм фактор конус, с подвижной головкой инфра-красного телескопа. Окраска спутника в виде шахматного поля обеспечивает равномерное распределение тепловой нагрузки, в космосе перегрев, намного более серьёзная проблема, чем воспетый кинематографом космический холод. Это был первый спутник-шпион оснащённый инфра-красной камерой.

Рабочая станция министерства обороны США

Комплекс IDEX-II. Сотрудники министерства обороны США на этом приборе просматривали фотографии, полученные со спутников-шпионов. Возможность выводить видеосигнал на терминал стала огромным прорывом. Ранее приходилось спускать плёнки с орбиты в капсуле, проявлять и печатать.

Программа «Аполлон»








Командная капсула «Аполлона 11», на которой Базз Олдрин, Нил Армстронг и Майкл Коллинз вернулись на землю.

Люк командной капсулы Аполлона-11

Пожар «Аполлона-1» заставил инженеров НАСА основательно задуматься о безопасности кораблей, которые они создают. Сложная конструкция люка и его замков не позволила экипажу Аполлона-1 спешно открыть люк изнутри во время пожара. Комиссия установила, что астронавты погибли от отравления продуктами горения через 14 секунд после начала пожара. В «Аполлоне-11» отстреливающийся люк командной капсулы позволял покинуть корабль за считанные секунды.



Приборная панель командного модуля “Апполона”. Управлять космическим кораблём это же так просто…




Неиспользованный посадочный модуль «Аполлона-18». Выглядит довольно хрупкой конструкцией, впрочем, так оно и есть: тонкие алюминиевые стенки, да фольга теплоизоляции. К тому же модуль очень тесный, космонавтам приходилось стоять во время посадки. И спать на Луне один над другим в специальных гамаках. На сегодня это единственный сохранившийся посадочный модуль.

Образцы Лунного грунта





 
Образцы лунного грунта и пород. Больше всего лунных образцов доставил «Апполон-17», благодаря работе геолога-астронавта Харрисона Шмитта. На сегодня он остаётся первым и единственным академическим учёным, побывавшем на Луне. Один из камней можно потрогать, и его уже отполировали до зеркального блеска десятки тысяч прикосновений. Чисто внешне Лунные камни не впечатляют, они похоже на базальты, граниты и вулканические породы, которые можно встретить на земле. Но внешность обманчива, эти камни намного старше любого объекта на земле, не говоря уже об изотопном составе.

Программа Сервеер



Посадочный аппарат «Сервеер», задачей этой программы была разведка местности будущих мест пилотируемых полётов. Камера и несколько элементов конструкции «Сервеера-3» забрал экипаж «Аполлона-12». Впоследствии внутри камеры аппарата обнаружились следы человеческой мокроты со спорами стрептококка. Видимо кто-то из инженеров который собирал аппарат, был простужен. Удивительно, но проведя больше года в условиях Лунного вакуума и перепадов температур, культура бактерий оказались жизнеспособна. Такой неожиданный результат  поднял интерес к теории панспермии, согласно которой жизнь на земле не зародилась изначально, а была занесена извне.




Лунный скафандр База Олдрина.

На всех фотографиях «Аполлона-11» с поверхности Луны, за исключением одной панорамы, запечатлён Базз Олдрин. У астронавтов была только одна камера, и с ней лучше управлялся Нил Армстронг. Поэтому увидеть первого человека на Луне можно лишь в отражениях шлема Олдрина и на одном панорамном снимке, куда Нил попал случайно. Ещё один интересный нюанс, связанный с фотографиями: на поверхности Луны нет ни одного фото-кадра, где астронавты бы были запечатлены вдвоём. Экипаж «Аполлона-12» хотел сделать совместные снимки, используя таймер и зонд для забора образцов в качестве штатива, но они забыли взять таймер при выходе на поверхность, а потом у них уже не осталось времени. Разумеется, во всех миссиях оба астронавта были запечатлены внешними телекамерами спускаемого аппарата, но их картинка была намного более низкого качества, чем фотоснимки.




Уголковый отражатель который с комплектом приборов ALSEP  (The Apollo Lunar Surface Experiments Package) оставляла каждая из 5 лунных экспедиций, после Аполлона-11 который имел лишь сокращённый комплект. Наряду с отражателем Лунохода-2  - это единственные научные приборы который до сих пор работоспособны на поверхности Луны. Правда светить на Луну лазерной указкой бесполезно, нужен мощный промышленный лазер и точное наведение на координаты отражателя, но и в этом случае отражённые фотоны исчисляются жалкими тысячами, их нельзя увидеть, можно только засечь с помощью фотоспектрометра, благодаря характерной длине волны лазерного излучения. Лазерное сканирование Луны позволило определить размер и орбиту нашего спутника с удивительной точностью, тогда же и выяснилось, что Луна постепенно удаляется от нас со скоростью примерно 34 миллиметра в год.



Термоэлектрический генератор который использовался для питания научного комплекта приборов ALSEP.

Лунный автомобиль


Внешне корабельная деятельность миссий «Аполлон» -11, 12 и 14 была ограничена несколькими сотнями метров вокруг места посадки, из за тяжёлых неповоротливых скафандров и ограничений систем жизнеобеспечения. Начиная с миссии «Аполлон-15», посадочный модуль был оснащён лунным электромобилем, который позволил астронавтам удаляться на значительное расстояние от места посадки.



Астронавтам «Аполлона-15» Ирвину и Скотту не разрешали сильно удаляться на автомобиле от посадочного модуля из опасений поломки ровера. В этом случае астронавтам должно было хватить воздуха, чтобы вернуться к кораблю самостоятельно. Но в последующих миссиях это ограничение было сильно смягчено, последний экипаж «Аполлона-17»  проделал на лунном автомобиле более 35 километров, поставив рекорд скорости и дальности передвижения на Луне. Впрочем, абсолютный рекорд Лунохода-2 по дальности поездки в 37 километров пока остаётся не побит.

Ремонт на Луне


Во время миссии «Аполлон-17» геолог Шмитт случайно повредил пыльник лунного ровера своим геологическим молотком, это вылилось в проблему, так как Лунная пыль стала заливать астронавтов при движении. Пришлось делать импровизированный ремонт прямо на месте. Ровер удалось починить с помощью индустриальной липкой ленты и обложки от полётной инструкции. Ремонтировать машину это всегда очень муторно, а находясь в неповоротливом скафандре с тугими перчатками - особенно. На сегодня это вся ремонтная деятельность на поверхности Луны.



Медицинская аптечка,  сразу видно, что специалисты из НАСА не рассчитывали, что астронавты смогут справиться с каким-либо серьёзным заболеванием или, что вероятнее, травмой на поверхности Луны. За исключением снотворного, соддержимое аптечки ни на одной из миссий астронавтам не потребовалось.



Кассетный магнитофон, на котором астронавты, вели аудио дневник и крутили музыку во время полёта. Этот эпизод можно встретить в фильме «Апполон-13», который, за исключением рядя мелочей, весьма исторически достоверен.



Личные вещи, ножницы для разрезания пакетов с едой солнечные очки Майкла Коллинза.




Скребок слева был предназначен для “аварийного забора образца”. Согласно инструкции Нил Армстронг должен был взять любой образец лунного грунта немедленно по выходу на поверхность, герметизировать его в капсуле, изрядно похожей на презерватив, и поместить в карман скафандра, что Армстронг и сделал практически сразу после исторических слов про “Маленький шаг человека…”  В случае необходимости немедленно покинуть Луну, данный образец служил бы доказательством полёта. На левом фото справа - стандартный захват, который использовался для сбора лунных камней. На правом снимке, слева, лунные весы, пружина была откалибрована таким образом, чтобы показывать правильный вес в пониженной лунной гравитации. Крайний справа - скребок для сбора сыпучих материалов.



Контейнер для сбора Лунного грунта и пород.

Возвращение домой
По возвращении на землю, астронавтов первых 3 миссий с высадкой на Луну «Аполлон» -11, 12, 14, ждал строгий двухнедельный карантин из опасений, что они могли заразится вредоносными организмами на Луне. Однако потом выяснилось, что Луна совершенно безжизненная, и, начиная с «Аполлона-15», практику карантина отменили. Более подробно об этом можно почитать в посте Drugoi



Костюм биологической защиты, для защиты людей от возможной биологической угрозы астронавтов.



Мобильный карантинный модуль.

Впрочем, окажись космонавты и впрямь заражены неким вирулентным инопланетным организмом, мер принимаемых НАСА было всё равно недостаточно, хотя бы потому, что астронавтам было необходимо резгерметизировать корабль чтобы выйти наружу, после приводнения.

история авиации, космос, музей авиации, США, история космоса, музей космоса, nasa

Previous post Next post
Up