Киевский завод электротранспорта. Спустя шесть лет после закрытия

Feb 07, 2013 00:48

Оригинал взят у technic_man в Киевский завод электротранспорта. Спустя шесть лет после закрытия

Копаясь в своих архивах, нашёл фотографии с июньской вылазки на заброшенный Киевский завод электротранспорта  (КЗЭТ). Собственно, о нём и пойдёт речь в этом посте. Но сначала, немного истории

1. Общий вид на главный произодственный цех.




В начале ХХ века в Киеве уже была довольно немалая трамвайная сеть (общая протяжённость путей в однопутном исчислении составляла  приблизительно 86 км), которая обслуживалась 137 вагонами, постепенно требующими более глубокого ремонта. Такой ремонт было технически невозможно производить на территории трамвайных депо, поэтому в 1904 году общество Киевской городской железной дороги приступило к постройке главных трамвайных мастерских (КГТМ). Мастерские расположились на территории Васильковского трамвайного парка, где производственные помещения разместились в двух каменных строениях.  КГТМ ввели в эксплуатацию 1-го мая 1906 года. С этого дня и начинается история одного из крупнейших машиностроительных предприятий на территории Украины, которая закончилась ровно сто лет спустя, в 2006-м году.

В течение первой половины ХХ века название предприятия неоднократно менялось, пока после организации на его территории цеха капитального ремонта троллейбусов завод не сменил название на окончательное и уже известное нам «Киевский завод электротранспорта». Мощностей завода хватало для снабжения подвижным составом практически всех троллейбусных систем Украины. С 1960 по 1973г. Было выпущено около двух тысяч троллейбусов марки «Киев» и его модификаций. Продукция завода постоянно совершенствовалась и начав с выпуска копий московских троллейбусов МТБЭС в конце 50-х, завод уже в 1969-м году проводил эксперименты по установке тиристорно-импульсной системы управления на свои троллейбусы Киев-6А, аналогов которой в СССР на тот момент ещё не было. При этом, завод параллельно выпускал трамвайные вагоны КТВ-55 и КТВ-55-2, снабжая подвижным составом киевскую трамвайную сеть. После очередной реконструкции в 1970 году, завод увеличил производственные мощности и обзавёлся новым пятиэтажным административным корпусом. В течение 1974 - 1985 гг. с конвейера КЗЭТ ежегодно сходило около сотни новых грузовых троллейбусов КТГ. В это же время производились работы по ремонту и восстановлению вагонов "Tatra", троллейбусов "Skoda" и ЗиУ.

В 2006-м году, отметив столетний юбилей, предприятие подвергается реструктуризации   и завод, ещё недавно являвшийся крупнейшим в своей отрасли на территории Украины, перебирается на территорию Подольского трамвайного депо, то есть фактически прекращает свое самостоятельное существование. Пятиэтажный административный корпус становится торговым центром "Интервал Плаза". Остальная территория, в том числе и памятник промышленной архитектуры начала 20-го века - здание трамвайных мастерских, остаётся нетронутой и по сегодняшний день.

А теперь, впечатления о вылазке на территорию завода спустя шесть лет после его закрытия. Попав на территорию завода через нехитрый залаз, первое, что мы видим перед собой - небольших размеров здание. Функции, которые выполняло это здание, мне пока неизвестны :)

2. Интерьер здания.

Идём дальше по крыше одного из помещений завода, в котором сейчас находятся мастерские магазина-склада «Будмакс», арендующего часть главного производственного корпуса КЗЭТ. Замечаем впереди прозрачное строение, которое при более пристальном осмотре оказывается бомбоубежищем. Но нас здесь интересует не бомбоубежище. С крыши видна передняя маска от трамвая КТ3-UA, а также остовы троллейбусов ДАК-217Е.

3. Такие маски устанавливались на изготавливаемые в Киеве вагоны KT3-UA, которые являются глубокой модернизацией старых киевских Татр.


4. Остовы ДАКов. Эти троллейбусы были привезены на завод в 2002-2004гг. для прохождения капитально-восстановительного ремонта, но из-за решения властей о постепенном выводе из эксплуатации троллейбусов этой модели, работы по восстановлению так и не были начаты. На заднем плане видна территория магазина-склада "Будмакс", арендующего часть территории бывшего КЗЭТ.


Спускаемся вниз, чтобы поближе рассмотреть ржавеющие под открытым небом кузова.

5. "Расчленённый" DAC-217E. Теперь головная и хвостовая части троллейбуса гниют отдельно друг от друга.


6. Салон хвостовой части одного из ДАКов, ожидающих своей участи на территории КЗЭТа.


Заходим в главный производственный корпус. Внутри царит разруха, практически повсеместно валяются различные чертежи, бумаги, книги, газеты начала двухтысячных годов. Всё находится в таком беспорядке, что порой начинает казаться, что работники в спешке покидали корпуса завода. В одном из кабинетов даже был найден технический журнал

7. Сиденья от Татр можно обнаружить порой в самых неожиданных местах.


8. Одна из комнат главного производственного корпуса.


9. На стене висит советский календарь за 1989-й год.


10. Технический журнал, котором отображены сведения о ремонте подвижного состава и выпуске новых троллейбусов.


Через коридоры выходим в огромное помещение - главный производственный цех. Техника, которую в середине 2000-х годов привезли сюда для прохождения ремонта так и продолжает стоять нетронутой, и похоже, никому до неё нет никакого дела…

11. Общий вид на вторую половину цеха


12. А так выглядел цех в середине 1980-х годов.


Теперь подробнее. Части троллейбусов DAC-217E, привезенные для ремонта стоят разобранные в разных частях цеха. Реструктуризация КЗЭТа застала их на совершенно разных стадиях ремонта. К примеру, если один ДАК ещё даже не был до конца разобран, то кузов другого уже прошёл процесс грунтовки и стоял в ожидании других деталей.

13. В середине 2000-х годов на КЗЭТе было принято решение, при выполнении капитального ремонта несколько изменить внешний вид киевских троллейбусов, в частности, были заварены боковые маршрутоуказатели, а также, изменён дизайн задней маски. Однако, затем "старый" КЗЭТ прекратил своё существование и киевские власти отказались от дальнейшей эксплуатации ДАКов на маршрутах. И два недоделанных кузова, один из которых изображён на фото, так и остались на заброшенной территории завода.



14. На одном из кузовов была обнаружена заводская табличка.


15. К ремонту этого кузова приступить так и не успели.


16. Также на территории были обнаружены три кузова троллейбусов Киев-11у. Модель выпускалась на КЗЭТе в середине 90-х, но из-за крайне низкого качества, заказы на её производство прекратились и троллейбусы были очень быстро выведены из эксплуатации во многих городах Украины. А три неиспользованных кузова, два из которых изображены на фото, так и не стали полноценными машинами и продолжают пылиться в цеху по сегодняшний день.

17. Ремонта так и не увидел и этот трамвай. Вид спереди



18. Салон этой же Татры.



19. Второй вагон был брошен уже в процессе восстановительных работ.


 20 В середине 90-х, когда Киевскому заводу электротранспорта удалось внедрить в производство семейство пассажирских троллейбусов "Киев-11", возможно, существовали планы обновить и семейство грузовых "КТГ"... Вот только тяжёлая экономическая ситуация в стране, а позже и сырая конструкция новых "киевлянок" так и не позволила родиться новому поколению грузовых троллейбусов.



Остальные помещения абсолютно пустые, и все они не заслуживают особого внимания, за исключением одного.

21. Левая стена помещения - здание трамвайных мастерских начала ХХ века.



Напоследок, пару слов о том, куда переехал КЗЭТ после 2006-го года. Как я уже писал выше, в 2006-м году завод сменил своё местоположение на небольшое помещение на территории Подольского трамвайного депо, где сейчас производятся капитальные ремонты трамваев, сборка КТ3-UA, а также доводка новоприбывших из Праги вагонов для замены старых киевских Татр (кстати, формально эти замены проходят, как КВР существующих вагонов), однако это уже далеко не те объёмы производства, которые выполнялись на "старом" КЗЭТе...

Через некоторо время мы вернёмся на КЗЭТ увидеть какие изменения произошли на это время, вед огромная пустующая территория в центре Киева - лакомый кусочек для любо строительной компании :)

Спасибо за внимание.

P.S Красного ЛАЗа-695 который ещё недавно гнил на территории завода, уже нет. Видимо, порезали.

транспорт, троллейбус, завод, заброшено

Previous post Next post
Up