Оригинал взят у sedov_05 в 150 лет Лондонскому метрополитену. Вот так незаметно и подкрался этот невероятный юбилей - 150 лет назад в Лондоне была запущена первая подземная железная дорога. Линкольн еще не подписал указ об освобождении рабов, в России только только начали освобождать крепостных, поляки еще не поднялись на свое последнее антирусское восстание, в той же Англии еще не написали футбольные правила, в мире еще не горело ни одной электрической лампочки, а в закоптелом от угольной пыли и вонючим от конского навоза Лондоне, в то время столице мира, первые потенциальные пассажиры с опаской садились на платформы первой подземной железной дороги. Генезис метро довольно интересен и происходит из того факта, что Лондон на тот момент был самый урбанизированный город мира. В самом городе и его окрестностях на начало XIX века проживало свыше двух миллионов человек. Многие приезжали на работу в центр города из пригородов, быстрое развитие железных дорог привело к тому, что в 1854 году в Лондоне открылся уже шестой железнодорожный вокзал. Но непосредственно в центр города можно было попасть только на гужевом транспорте. Центр города - Сити, представлял собой одну большую пробку из тысяч конных экипажей, как частных , так и общественных - конных двухэтажных омнибусов. Вести железные дороги в центр города не хотело городское руководство, так как их строительство могло нарушить архитектурный ансамбль города. Выход был найден по другую сторону Ла-Манша.
В 1918 году француз Марк Брюнель придумал проходческий щит и уже в 1825 году началась прокладка тунелей под Лондоном, в том числе и под Темзой. В 1855 был принят парламентский акт, утверждавший строительство подземной железной дороги под Лондоном, которая должна была называться Metropolitan Railway, однако по многим причинам начало строительства затянулось до 1860 года, а сдача первой линии длиной в 7 станций до 10 января 1863 года.
Интерьер первых вагонов метрополитена.
Метрополитен оказался невероятно востребован. За неполных сорок лет между началом строительства туннелей под Лондоном и сдачей первой очереди метро население города выросло с двух до трех миллионов и уже в первый день первые семь станций пропустили через себя 26 000 пассажиров, а на следующий год пассажиропоток впервые превысил миллион человек в месяц. Перевод подвижного состава на электрическую тягу начался в 1890 году, а до того, поезда тянули компактные паровозы. До нашего времени дожил только один такой метро-паровоз, находившийся в музее транспорта. И так бы он и стоял там до веку, но группа энтузиастов сумела убедить руководство Лондонского метрополитена довести его до рабочего состояния.
В середине ноября паровоз вышел на испытания, а через месяц впервые за сотню с лишним лет спустился под землю
Послезавтра, 13 января, планируется начало регулярных рейсов мемориального метропоезда с паровозом во главе.
Что было дальше ? В 1890 , как уже было сказано, в метро появились первые электровозы, еще через десять лет эскалаторы. В 1927 году была запущена единственная линия Почтовой железной дороги по которой двигались грузовые платформы с почтовой корреспонденцией (закрыта в 2003 году). Вероятно, это были первые в мире поезда с дистанционным управлением.
Лондонский метрополитен развивался, став одним из символов столицы Великобритании. В настоящее время он включает 270 станций, длина линий метро составляет 402 км (второе место в мире после Шанхайского), а пассажиропоток за год около 1,2 миллиарда человек в год (11ое место в мире и третье в Европе после Московского и Парижского).
Следующими после лондонского, классические метрополитены (подземные) появились в 1896 году в Глазго и Будапеште. Причем последний изначально строился как электрический. В СССР метро впервые открылось в Москве в 1935 году. Еще до войны началось строительство метро в Ленинграде (движение началось в 1955 году). В Западном полушарии первый подземный метрополитен октрылся для пассажиров в 1904 году в Чикаго, на следующий год была открыта первая подземная линия в Нью-Йорке. С ее открытием связан совершенно замечательный эпизод. По плану церемонии, мэр города, Макленан (сын "маленького Наполеона") должен был занять место машиниста и провести поезд до второй станции, где его ждали отцы города, фуршет,торжественная встреча и так далее. Однако ему, мэру, так понравился процесс, что он провел поезд до конца линии (тогда она включала 11 станций) и обратно. Первый метрополитен в Южном полушарии был запущен в 1913 в Буэнос-Айресе. Азия ометрополитенизировалась в 1927 году, когда был запущен Токийский метрополитен. 1969 - первый метрополитен в континентальной Азии - Пекинский.
В России сейчас действуют метрополитены в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Екатеринбурге, Самаре и Казани. Ведется строительство метрополитенов в Челябинске и Омске. Как бы продолжается строительство в Красноярске. В Волгограде действует метрам - линия скоростного трамвая, частично подземная. Планируется строительство различных видом метрополитенов и метрамов во множестве российских городов - Калининграде, Краснодаре, Воронеже, Туле, Ярославле, Ульяновске, Тюмене, Иркутске, Белгороде, Барнауле, Уфе, Перми, Рязани
Лондонское метро - первый в мире метрополитен. Год рождения - 1863. Официальное название - London Undeground. Общенародное название - Tube (труба).Количество станций - 275. Протяженность линий составляет 408 км, что почти в два раза превосходит протяженность линий московского метрополитена. Однако, годовой пассажиропоток почти в три раза меньше московского. Под катом чуток текста, карты и интерьеры составов разных лет.
1889
Подземные проходы тысячелетиями применялись при горных работах, для водоснабжения и в военных целях. В начале XIX-го века на главных улицах Лондона было не протолкнуться из-за самого разнообразного транспорта тех времен, не говоря уже о пешеходах. Тысячи человек каждый день переправлялись через Темзу - на пароме или по Лондонскому мосту. Из-за постоянных пробок на дорогах у торговцев пропадали на солнце фрукты и овощи, которые они пытались довезти до рынка.
1908
Марка Изамбара Брюнеля - французского инженера, жившего в Англии, - появилась идея, благодаря которой лондонские улицы в конечном счете можно было несколько разгрузить. Однажды Брюнель наблюдал за тем, как корабельный червь прокладывает дорогу в твердой дубовой щепке. Брюнель заметил, что только лишь голова маленького моллюска покрыта жесткой раковиной. С помощью ее зазубренных краев червь буравил дерево. Углубляясь, он оставлял на стенках хода гладкий защитный слой извести. Взяв этот принцип за основу, Брюнель запатентовал большой чугунный проходческий щит, который проталкивают под землей домкратами. Рабочие смогли убирать из щита землю, а тот мог предохранять от обвала породы. Щит углубляется в породу, а другие рабочие укрепляют образовавшийся тоннель кирпичной кладкой.
В 1863 году открылась первая в мире линия подземной дороги, соединившая главные лондонские вокзалы, а в 1865 году тоннель Брюнеля купили, чтобы продлить линию. Этот тоннель сегодня составляет часть Лондонской надземки Overground.
1911
Лондонский метрополитен стал первым метрополитеном в мире. В то время железная дорога уже пользовалась большим успехом, в связи с этим предложение одного лондонского адвоката о строительстве подземной городской железной дороги нашло сторонников. Спустя четыре года был построен первый участок метрополитена, он пролегал от станции Бишопс-роуд до Фаррингдон-роуд. В тот момент метро Лондона было способно перевозить в день до 40 000 пассажиров, а к 1880 году оно перевозило 40 млн пассажиров в год. Стремительно расширялись и другие линии, что привело к тому, что в 1884 году была переполнена и линия Централ.
Первые туннели были проложены с помощью обычных строительных методов, то есть открытым способом. Улицы раскапывали на глубину до 10 метров, клали рельсы, строили каменные арки, затем всю конструкцию обкладывали кирпичом и мостили улицу заново. Главным недостатком такого способа была многомесячная остановка движения по улицам, где велись строительные работы. Открытым способом была построена «Оранжевая линия», строительство которой повлекло разрушение нескольких домов от станцииПаддингтон до станции Бэйсуотер.
Первые поезда Лондонской подземки были паровыми. Они работали на угле и испускали ужасную гарь. Первоначально, вагоны делились на три класса. Ручную кладь укрепляли между вагонами. Первое время вагоны были совершенно лишены окон, так как считалось, что смотреть под землей все равно не на что. Однако такая конструкция вызывала у пассажиров психологический дискомфорт, так что вскоре был налажен выпуск вагонов современного вида.
1920
Когда появились поезда на электрической тяге, проблема вентиляции перестала стоять так остро и туннели стали прокладываться на большей глубине. Для их строительства впервые были использованы так называемые «буровые щиты» цилиндрической формы (по форме тоннеля). Эта система и сегодня является основной при строительстве подземных тоннелей.
При строительстве линии Виктория впервые была применена шарнирно-кольцевая отделка тоннелей, но эта система не получила признания из-за недостаточной устойчивости конструкции. Основная часть станций Лондонского метрополитена построена с отделкой из чугунных тюбингов, по принципу Брюнеля.
1926
Первая электрифицированная линия связала район Сити с Южно-Лондонской железной дорогой, благодаря чему транспортная связь стала надёжной. Переход на электрическую тягу начался в 1890-м и закончился к 1906 году.
В начале XX века сосуществование шести независимых линий вызвало определённые неудобства для пассажиров; во многих местах для перехода с одной линии на другую людям приходилось проходить некоторое расстояние над землёй. Затраты по устранению многих проблем были велики, в результате чего многие компании, управляющие метрополитеном, обратились к финансистам с просьбой выделить им деньги на устранение многих неудобств, а также чтобы полностью электрифицировать метрополитен.
1933
В дальнейшем к строительству метрополитена были привлечены новые компании и фирмы, что привело к некоторой разнотипности сооружений и разобщенности линий. В1933 году система Лондонского метро была передана специально созданной «Дирекции городского транспорта». Благодаря этому типы устройств и сооружений метро стали более стандартными, чем они были раньше.
1939
Первое время поезда по Лондонскому метрополитену следовали на локомотивной тяге - во главе каждого состава ставился бестопочный паровоз, который приходилось заправлять паром на каждой станции. По этой причине первые линии были неглубокого залегания и требовали дополнительных усилий по вентиляции.
1940
Применение электрической тяги позволило прокладывать более глубокие тоннели. Первый электрифицированный тоннель был построен в 1890 году, сейчас этот участок является частью Северной линии.
1956
Несколько десятков станций Лондонского метрополитена в различное время были закрыты, в основном из-за слишком низкого пассажиропотока (предельный случай - станция Blake Hall, пассажиропоток на которой на момент закрытия в 1981 году составлял 6 человек в день.
1964
В настоящее время в метрополитене используются электрические поезда, построенные между 1960 и 2006 годами. Но различие во внешнем виде между «неглубокими» (англ Sub-Surface) и «тоннельными» (англ Tube) составами сохраняется до сих пор.
1986
Свое интернациональное именование «метро» дорога получила по названию компании-подрядчика Metropolitan Railway («Городские железные дороги»), хотя сами британцы его не используют, предпочитая именовать подземку «трубой».
2002
Существует выражение: «Три почти параллельных линии, одна из которых кольцевая.» Это означает, что схема слишком запутана и избыточна. В Лондонском метрополитене именно такая ситуация.
Недобрая традиция терактов в метро имеет оказывается глубокие корни. Итак Англия, золотой 19 век...
Вид станции Aldersgate Street в 1880 г. Просто интересно, знаете ли вы кто такой Гарри aka Генри Питтс? Ну что ж, в общем и целом, он и впрямь не был знаменитостью. Родился в маленьком городке в Девоншире, потом переехал в Лондон, где и умер в возрасте 36 лет, оставив после себя жену и двух дочерей. Просто Гарри Питтс - первый в мире человек, погибший в результате теракта в метро. Взрыв на станции Aldersgate Street (сейчас станция называется Барбикен) прогремел 26 апреля 1897 года.
От взрыва пострадали около 60 человек, из которых десятеро получили серьезные ранения и были доставлены в лондонские больницы. Среди них был и Гарри Питтс. И именно ему не повезло больше всех, полученные Гарри Питтсом ранения оказались настолько серьезными, что уже 30 апреля он скончался.
В газетах о случившемся сообщали много. Вот, например, краткий вариант:
The Penny Illustrated Paper and Illustrated Times от 1 мая 1897 г.
Опубликовали и зловещего вида картинку:
Позднее суд официально признал причиной взрыва злой умысел. В решении по делу Питтса, говорилось, что он был убит "by a bomb, or some other explosive, maliciously placed in the carriage by some unknown person or persons". Организаторы и исполнители теракта так и остались неустановленными лицами. Однако, согласно основной версии, как она передается в Википедии: The bomb was planted by Russian anarchists in revenge for one of their members being given a seven year prison sentence.
А некоторое время спустя в той же появилось сообщение о смерти еще одного пассажира рокового поезда, 21-летнего Уильяма Хэлла. Причиной его гибели также объявили умышленное убийство.
Так вот и началась долгая и печальная история терактов в метро. А в лондонском Музее Транспорта до сих пор можно увидеть вот такую чернильницу, изготовленную из обломков того самого вагона №93, развороченного самой первой спустившейся в метро по-настоящему "адской машиной". Сам вагон, кстати, был отремонтирован и прослужил потом еще не один год.
Кстати, первый взрыв в лондонском метро прогремел еще 2 января 1885 года. Но первая попытка теракта оказалась неудачной - обошлось без жертв и практически без разрушений.