Оригинал взят у
holicin в
Узкоколейка шахты Ли Бейли. Лесные энтузиасты и диковинные звериOriginally posted by
bardm at
Узкоколейка шахты Ли Бейли. Лесные энтузиасты и диковинные звери. Узкоколейки для непосвящённых - вещь сама по себе курьёзная и удивительная. Но недавно мне случайно попалось на глаза нечто такое, что может впечатлить даже бывалого железнодорожного фаната. К сожалению, я не видел это собственными глазами, однако, на Youtube достаточно много видеозаписей работы этой диковинной штуки. Брендом этой достопримечательности уже стал Свистящий Жёлтый Поросёнок и его друзья :-)
Click to view
На
официальном сайте узкоколейки Ли Бейли просто море удивительных фотографий и достаточно много информации об истории шахты и о деятельности энтузиастов, которые ей занимаются. Но так всё это на английском, к тому же основательно запрятано, я решил вам пересказать кое что из того что я там прочитал. Начну с самого начала.
Схема узкоколейки шахты Ли Бейли на момент её открытия
В октябре 2003 г. в местной газете "Лесник" появилась заметка о том, что собственники
Клируеллских пещер Рэй и Джонатан Райты решили превратить шахту Ли Бейли в туристический аттракцион. Однако, вскоре работы замерли, и место осталось заброшенным. Тем временем, в лесной чаще скрывалось много интересного, включая сарай из рифлёного железа и железнодорожную колею к нему около 2 футов шириной. Железнодорожный путь продолжался к заброшенной насыпи бывшей железной дороге Динский лес - Митчелдинская дорога (так никогда и не использованной по назначению). В другую сторону путь огибал сарай и поворачивал к старой шахте. Вокруг всё было усыпано разными частями подвижного состава, включая корпуса нескольких пассажирских вагонеток и половину аккумуляторного локомотива. Стальные ворота шахты были закрыты, но сквозь дырку в них был виден вагон на путях.
Сарай и путевое развитие
Остатки линии в сторону Митчелдинской дороги
Ворота шахты
Вагонетка внутри штольни
Вагон-платформа
Интересно будет рассказать краткую историю этой шахты. Изначально предполагавшаяся как золотая шахта, она была выкопана приблизительно в 1906-1907 г.г. группой предпринимателей, образовавших Честэнский Синдикат. Впрочем, золота здесь нашли так мало, что добывать его оказалось коммерчески невыгодно, и синдикат провалился.
После Первой мировой войны выработка была прокопана на расстояние около 580 ярдов в сторону залежей Вигпулской железной шахты, расположенной выше по холму. Но прошло несколько лет, а добыто было лишь 3000 тонн руды, и выработку снова забросили, хотя другие выработки Вигпулской шахты были куда более успешны. Сегодня Вигпулская железная шахта принадлежат всё тем же Райтам, и посещение старых штолен возможно при наличии разрешения. Что касается Ли Бейли, то она оказалась частично завалена в результате обрушений породы, и доступ туда был закрыт из-за опасности дальнейших обвалов.
Укрепление выработки
Завалы
В мае 2012 г. группа спелеологов из Королевского Спелеологического Клуба Динского Леса (КСКДЛ) обнаружила что ворота шахты взломаны. Тогда спелеологи обратились к Райтам. В июне, после очередного посещения тоннеля в Драйбруке, возникло предложение передать шахту волонтёрам.
Вывоз локомотива из Клируэлла
С тех пор небольшая группа из нескольких волонтёров начала расчистку площадки. Работа пошла быстрее, когда количество участников достигло дюжины. Открытие было намечено на 22 сентября. 20-го сентября сюда был привезён бывший в употреблении морской контейнер, а также мотовоз из Клируэлла (хранившийся с тех пор, как там пытались построить железную дорогу), который незамедлительно был поставлен на ход. Благодаря этому во время открытия удалось проехать на локомотиве с 4-мя вагонами, что, конечно же, было куда интереснее, чем толкать руками какую-нибудь одинокую вагонетку. Так что открытие состоялось на славу. В это время в Клируэлле на улице хранились интереснейшие локомотивы: два 0-4-0DMF и четыре 0-6-0DMF, а также HE 4wDHF, который ремонтировался под крышей (для того чтобы его задействовать, понадобился компрессор).
Пробная поездка перед самым открытием
Первый поезд
С этим местом также неразрывно связан Еуроклайдонский (Хауторнский) тоннель в Драйбруке, поскольку через него проходила разобранная железнодорожная ветка к Ли Бейли, сначала обычной колеи, а позже переделанная в узкоколейную (ни та ни другая так и не была использована). Обычно он наглухо закрыт с двух сторон, но иногда туда пускают. Волонтёры Ли Бэйли исследовали его на предмет возможности прохождения там железной дороги в будущем.
Также волонтёры нашли и опросили человека по имени Эдгар Типпинс, работавшего там, когда тоннель использовали для хранения военно-морского вооружения в 40-е годы, последнего из отряда, кто ещё жив. Он рассказал, что в тоннеле хранили мины и торпеды, а для их перевозки использовалось несколько аккумуляторных электровозов (пока один заряжался, другой работал) и маленькие четырёхосные вагонетки. Пути шли сбоку тоннеля, так что оставалось место для хранения.
Внутри Еуроклайденского тоннеля
Южный портал
Посетители у ворот
С тех пор как узкоколейка Ли Бейли была открыта для туристов, команда энтузиастов привозит сюда всё новые и новые экспонаты, регулярно участвует в фестивалях диковинной техники и радует посетителей завораживающими шоу с пневматическими механизмами - пожалуй, главной изюминкой этой узкоколейки. У механизмов появляются забавные клички, и узкоколейка начинает напоминать зоопарк.
Пневматический локомотив "Шипящий Сид" и два Бена
Самсвал Скиппи и все-все-все
Мотовоз Листер
Аккумуляторный локомотив "Wingrove & Rogers WR5"
Пневматический экскаватор за работой
Погрузка Шипящего Сида для транспортировки на фестиваль
Свистящий Поросёнок и Шипящий Сид на фестивале
Quirks & Curiosities II
Свистящий Поросёнок и Шипящий Сид на фестивале
Quirks & Curiosities II Но всё это происходит не без трудностей. Так, весной 2015 года лесничество проводило санитарную рубку деревьев и использовало железнодорожную насыпь для проезда техники. Волонтёрам пришлось срочно разбирать пути, чтобы их не испортили.
Нежданные гости
Рельсы, разобранные для проезда лесной техники
В 2016 году в шахте случился потоп. Хлынувший из выработки поток воды выбил ворота, перевернул вагонетки и залил площадку. Слава Богу, техника практически не пострадала.
Поток воды, вытекающий из штольни
Но волонтёры не унывают, и не сидят без дела и постоянно что-то строят. Хотели даже восстановить разобранный путь в сторону Митчелдинской дороги, но пока этому мешают территориальные вопросы.
Земляные работы для отвода воды
Переустройство путей
Расширение путевого развития
Строительство каменной стенки (2017 г.)
В мире узкоколеек много всяких курьёзов, каждая узкоколейка по-своему уникальна. Но на мой взгляд, Ли Бейли - это нечто совершенно особенное. Как в смысле техники, так и в смысле истории. Удивляет организованность и продуктивность команды волонтёров, сумевших посреди леса восстановить и расширить хоть и маленькую, но довольно замысловатую железнодорожную систему, показав яркий пример того, что могут сделать увлечённые люди, не думающие о заработке. Как можно легко догадаться, планов у них громадьё. И я уверен, у них всё получится.