Оригинал взят у
panzer038 в
Нунжессе Шарль Эжен Жюль Мари ( Nungesser Charles ) Шарль Эжен Жюль Мари Нунжессе родился 15 Марта 1892 года. Если бы этот человек жил в прошлом веке, он стал бы пиратом. Искатель приключений с раннего возраста, он уехал в Южную Америку, где участвовал в мотогонках и научился летать. По возвращении во Францию, присоединился к гусарам как раз в начале войны. Он почти сразу же отличился, захватив с помощью засады немецкий штабной автомобиль, а затем перегнав его через линию фронта. Наградой ему стали Medaille Millitaire ( Военная медаль ).
В Ноябре 1914 года поступил в лётную школу. По её окончании, с 8 Апреля 1915 года, летал на двухместном "Вуазене" в 106-й разведывательной эскадрилье. Часто его старенький "Вуазен" бывал серьёзно повреждён наземным огнём, но сам он всегда оставался жив. Однажды ему удалось выдержать бой с 5 "Альбатросами", один из которых был повреждён летнабом и сел вблизи Нанси. После этого случая Шарля перевели в 65-ю истребительную эскадрилью, оснащённую "Ньюпорами".
Там новичок быстро приобрёл известность головокружительной воздушной акробатикой. В Нунжессе, пожалуй, наиболее ярко воплотились черты французского национального характера - бесшабашная удаль, стремление всегда быть в центре внимания и презрение к всяческой дисциплине. Война была для него своего рода спортом.
Вторую победу он одержал 28 Ноября, когда, использовав безрезультатно весь боезаряд, он сманеврировал под двухместный самолёт. Подтащив пулемёт "Льюис" по раме ( недавнее нововведение, позволявшее стрелять вверх ), он всадил 24 пули в нижнюю часть вражеского самолёта, послав его вертикально вниз к земле.
Как - то раз он, чтобы вызвать на поединок немецкого аса, "прокрутил" каскад фигур высшего пилотажа над лётным полем германского аэродрома. Затем, подождав, пока враг наберёт необходимую для боя высоту, атаковал его и сбил. Всего же за 1916 год Шарль записал на свой счёт 20 побед, за что был удостоен ордена "Почётного легиона". Нередко ему самому приходилось возвращаться из боя на изрешечённой пулями машине.
"Ньюпор-17" Шарля Нунжессе, 1917 год.
В 1917 году Нунжессе для устрашения неприятеля украсил свой самолёт живописной композицией из черепа с костями, гроба и похоронных свечей. В одном из полётов над Ла - Маншем молодой английский пилот, разглядев на борту пролетающего мимо "Ньюпора" этот "натюрморт", решил, что перед ним немец, и открыл огонь. По счастью, он оказался неважным стрелком и пули прошли мимо. Нунжессе в ответ покачал крыльями, показав свои "кокарды", но англичанин, не обращая внимания, пошёл на второй заход. Шарлю не оставалось ничего другого, как спасаться бегством. После этого случая он распорядился нанести на крылья и фюзеляж своего истребителя широкие красно - бело - синие полосы, повторяющие цвета французского флага.
Продолжая вызывать немецких асов на "рыцарские поединки", Нунжессе однажды столкнулся с вероломством, которое едва не стоило ему жизни. Вместо одного самолёта противника на перехват его машины вылетели сразу 6 "Альбатросов". Тем не менее Шарль принял бой и сбил 2 самолёта. Остальные позорно бежали.
"Ньюпор-17" Шарля Нунжессе. Апрель 1917 года.
Постепенно счёт побед Нунжессе рос, но 29 Января 1916 года он разбился во время испытаний нового биплана. Ранения были очень серьёзными - 2 сломанные ноги и повреждение нёба, из - за чего впоследствии было трудно понимать его речь. Через 2 месяца он снова участвовал в боевых действиях, и счёт его побед продолжал расти, но росло и число его ранений. Пулевое ранение оставило шрам на губе, челюсть у него была сломана, одно колено было смещено. Попадая снова и снова в госпиталь, он всё же возвращался на фронт, ему приходилось пользоваться костылями, чтобы подойти к своему самолёту.
Многие асы при столкновении с превосходящим числом противника наносили быстрый удар и затем покидали место боя, но Нунжессе оставался в бою и даже если он сам не был ранен, его самолёт часто бывал сильно повреждён. Он стал символом человека, находившегося на волосок от смерти и избежавшего её.
Несмотря на удачу, которая сопутствовала асу в боях, ему всё же не удалось избежать участи многих пилотов. В Апреле 1917 года его самолёт был сбит, и Нунжессе с тяжёлыми переломами попал в госпиталь. Ему грозило полное отстранение от полётов. Но жажда летать была так сильна, а заслуги столь велики, что Шарлю спустя несколько месяцев удалось добиться возвращения в строй. Правда, он с большим трудом мог ходить. К Августу 1917 года он был настолько изнурён, что в кабину истребителя его на руках поднимал богатырь - механик Пошён. Но в воздухе Нунжессе преображался, забывая о всех своих увечьях.
В Сентябре он потерпел поражение в бою с "Хальберштадтом". Последовал перевод в лётную школу, но в Декабре он попал в автомобильную катастрофу. Свою последнюю победу Нунжессе одержал 15 Августа 1918 года. Всего он сбил 45 самолётов ( плюс 9 неподтверждённых побед ), заняв, таким образом, почётное 3-е место в списке французских асов. Большая часть его побед была одержана на самолётах "Ньюпор" разных моделей, но он также летал на самолёте "СПАД", который, хотя на нём и была его обычная зловещая эмблема, носил невоинственное прозвище "Le Verdier", то есть "Зеленушка" ( название птицы ).
Среди сбитых им вражеских авиаторов было и несколько асов. Так, 18-й жертвой Нунжессе стал обер - лейтенант Ганс Шилинг из FA 22 ( стрелок - наблюдатель с 8 победами ), сбитый 4 Декабря 1916 года. А 21-й жертвой - лейтенант Курт Хабер из Jasta 3 ( 5 побед ), сбитый 20 Декабря 1916 года.
Если о ком - то и можно сказать "бесстрашный", то о Нунжессе, а возможно, он был просто неукротимым. В любом случае он любил покрасоваться и имел привычку носить все свои награды, а не ленточки. Но эффект, однако, портила его сильная хромота, из - за которой его награды позвякивали, как недобро заметил один его соратник, подобно медякам.
Нунжессер Шарль
После окончания войны Нунжессе не смог адаптироваться к мирной жизни. Лётная школа и показательные выступления в США не могли его удовлетворить. В 1927 году он решил пересечь Атлантику на одномоторном самолёте РL8, фирмы "Левассёр" ( совместно с Ф. Коли ) по воздуху с Востока на Запад. Готовясь к полёту, убрал с машины всё необходимое, включая радиостанцию, чтобы увеличить запас горючего; шасси сбрасывалось при взлёте окончательно, поскольку считалось, что самолёт сядет на воду. Машину назвали "Белой птицей" и на её борту Нунжессе нарисовал свой счастливый знак времен войны - червоный туз внутри которого - гроб с двумя свечами, череп и кости. Но, вылетев из Ла Бурже 8 Мая в 5 часов 18 минут утра, самолёт исчез. Последнее сообщение о нём было из Бостона: "6 Мая в 16 часов 40 минут "Белая птица" проследовала в направлении Нью - Йорка". В 1961 году была случайно найдена в море деталь "Белой птицы" - предположительно, при посадке мотор сразу же зарылся в волну, и самолёт перевернулся, не дав возможности лётчикам спастись.
Ш.Нунжессе и Ф.Коли. Самолёт РL8
"Белая птица" - самолёт РL8, фирмы "Левассёр".