Оригинал взят у
ikemmer в
Месть за сбитую коровуОригинал взят у
ikemmer в
Месть за сбитую коровуС какими целями шустрили злоумышленники на железных дорогах в XIX веке
И вновь об авариях и крушениях на Московско-Нижегородской железной дороге. Часть четвертая - разбойниче-диверсионная.
Камни на путях
Работа Московско-Нижегородской железной дороги осложнялась не только неисполнительностью и низкой дисциплиной работников, но и вмешательством посторонних лиц.
Спустя несколько лет после начала деятельности дорога столкнулась с прямой угрозой безопасности перевозок со стороны неизвестных злоумышленников. Как правило, лихие люди орудовали на самых глухих, лесных и малонаселенных ее участках. Делалось это так: на пути пассажирского поезда устраивалась преграда из шпал, камней или даже рельсов. Иногда на рельсы клались металлические крепления, которые также представляли серьезную угрозу для движущегося поезда. К чести железнодорожников, почти ни одна из этих акций не окончилась серьезным происшествием. Внимательность и бдительность проявляли и паровозные механики, и обер-кондукторы, и путевые сторожа.
Первые тревожные «звонки» зазвучали в официальных хрониках в 1868 году. Но такие случаи наверняка имели место и раньше.
В сентябре того года на 279-й версте (участок Ковров - Вязники) незадолго до прохода пассажирского поезда Нижний - Москва на путь были положены четыре шпалы. В темноте на скорости пассажирский паровоз налетел на препятствие. Благодаря путеочистителю, которым был оборудован локомотив, шпалы не попали под колеса и схода не произошло. Около двух верст паровоз тащил перед собой несколько шпал, пока это не заметил внимательный путевой сторож и не подал сигнал остановки. Далее такие случаи стали повторяться регулярно.
В мае 1870 года, все на том же глухом участке между Ковровом и Вязниками, на 266-й версте, перед проходом пассажирского поезда №3 Москва - Нижний были положены шесть шпал и три рельса. При этом один рельс положили перпендикулярно пути на головки рабочих рельсов, а два - вдоль пути. Кроме того, были сняты с десяток креплений рельсов к шпалам. Такая преграда не оставляла шансов пассажирскому поезду избежать тяжелого крушения. Ситуацию спас путевой сторож, делавший обход перегона за несколько минут до прохода поезда. Своими силами он убрал шпалы с пути и один рельс. На оставшиеся два рельса у него просто не хватило сил. Выставив у злополучной преграды сигнал остановки, он стремглав бросился в сторону приближающегося поезда. Не дремала и паровозная прислуга. Беда на пути была замечена, как и выставленный сигнал остановки - поезд был остановлен в считанных метрах от смертельного препятствия.
Не успели служащие участка Ковров - Вязники прийти в себя после столь серьезного случая, как в начале лета случилось новое испытание на бдительность. Вблизи Вязников, механик все того же поезда №3 заметил на пути навал из камней. Поезд был своевременно остановлен. Однако после остановки оказалось, что, помимо каменного завала, у одиннадцати звеньев пути были полностью сняты крепления к шпалам.
О происшествиях было доложено высшему руководству. Директор дороги Рерберг забил тревогу. Репутация дороги в коммерческих кругах и так зарабатывалась огромным трудом, не хватало еще и крушения пассажирского поезда! На проблемном участке в районе станций Мстера, Крестниково и Сарыево были выставлены усиленные посты сторожевой стражи. К охране пути привлекли работников артели, отвечающей за сохранность грузов. К поиску злоумышленников была привлечена сыскная полиция. Как же не хотелось директору дороги повторения ночной августовской трагедии с торжественным пассажирским поездом!
И железнодорожники, и сыщики задавали себе один и тот же вопрос: почему неизвестные устраивают охоту именно на пассажирские поезда? Впрочем, ответ не заставил себя ждать.
По этапу не в мягком вагоне
На всем протяжении от Москвы до Нижнего железная дорога шла практически параллельно старому Владимирскому тракту, лишь на некоторых участках незначительно отдаляясь от него. С давних пор эта сухопутная дорога получила в народе горькое название - дорога каторжников или дорога в один конец. Владимирский тракт использовался для пешей отправки осужденных в Сибирь, на каторгу. Шли по ней и уголовники, и политические. Волга была последним рубежом на пути в стылую Сибирь. Отчаянные арестанты не раз пытались бежать с этапа. Некоторым удачливым смельчакам это действительно удавалось. Да и места в округе помогали укрыться от преследования и поисков - глухие Владимирские и Муромские леса. Не зря в народе они стали называться лихими. Беглые арестанты могли жить в лесах годами, делая набеги на обозы, следующие по сухопутным дорогам.
Продолжение здесь:
http://logirus.ru/articles/raskopki/mest_za_sbituyu_korovu.html