ДнепроГЭС - Днепровское ожерелье

Apr 30, 2016 01:19

Оригинал взят у uritsk в ДнепроГЭС - Днепровское ожерелье



Днепровская гидроэлектростанция, или просто ДнепроГЭС, безусловно стоит особняком среди всех шести плотин на Днепре. Первенец советской гидроэнергетики, "великая стройка коммунизма", самая крупная ГЭС в мире на момент её строительства; плотина, скрывшая под водой страшные Днепровские пороги, на протяжении столетий наводившие ужас на всех путешественников и разрывавшие Днепр на две, практически не связанные между собой части... Градообразующее предприятие Запорожья, благодаря которому обеспечивается энергией более двадцати крупных предприятий... Наконец - она просто невероятно красива! Промышленные постройки редко радуют глаз, а тут - лёгкая изящная дуга, словно кружево на воде...


1. ДнепроГЭС - фото 1968 года.




Долгие годы выше того места, где сейчас находится ДнепроГЭС, находилась группа Днепровских порогов - в этом месте река пересекает выходы гранитных горных пород Украинского геологического щита. Пороги простирались более чем на 100 километров, от нынешнего Днепропетровска до Запорожья и делили Днепр на две части - судоходство через пороги было практически невозможно. Гидроэнергетический потенциал этого участка реки был понятен давно, и проекты строительства ниже порогов мощной гидроэлектростанции, обеспечившей бы также сквозной судоходный путь по Днепру -  существовали ещё с конца XIX века. Однако реальное воплощение этих проектов началось только в 20-х годах XX столетия. Новая ГЭС должна была обеспечить сквозное судоходство через пороги, обеспечить дешёвой электроэнергией юг Украины и способствовать развитию новых промышленных комплексов молодой страны.

Это был очень смелый проект для того времени, заложивший основу блестящей отечественной школы гидроэнергетического строительства, известной сегодня на весь мир. Главным инженером этого проекта стал академик Иван Гаврилович Александров, стоявший у истоков гидроэнергетики в нашей стране. Именно Александров предложил проект строительства на Днепровских порогах не каскада из нескольких малых, а одной очень крупной плотины. В те годы опыта подобных строек не было ни в СССР, ни в Европе - лишь на реках США существовало несколько ГЭС, соизмеримых по масштабам с планируемой Днепровской. Во время разработки проекта ДнепроГЭС Академик Александров ездил изучать американский опыт и консультировался по законченному проекту с американскими инженерами. Главным консультантом проекта с американской стороны стал Хью Купер - автор нескольких крупных электростанций США, успешно реализованных в начале XX века. Начальником строительства ДнепроГЭС был назначен Александр Васильевич Винтер - опытнейший строитель и энергетик, участвовавший в доработке проекта академика Александрова, а также корректировке проекта производства работ, выполненного американскими консультантами из фирмы Купера. Главным архитектором станции был Виктор Александрович Веснин, очень известный архитектор того времени.

Помимо десятков отечественных предприятий, в поставке материалов и оборудования для первенца отечественной гидроэнергетики участвовали и другие страны - гидротурбины поставляла американская General Eleсtric, многочисленное оборудование - немецкие заводы Круппа. Но при всём этом ДнепроГЭС - это конечно народная стройка. Чудо плотину возводили всей страной - десятки предприятий, тысячи людей со всей страны - в период с 1928 по 1932 годы на стройке ежегодно было задействовано от 10 до 36 тысяч человек.

Ниже приведу небольшой отрывок из очерка известного писателя, журналиста и путешественника Василия Пескова о ДнепроГЭС, который был опубликован в 1968 году в книге "Путешествие с молодым месяцем": "В плотину легло почти миллион кубометров бетона. Но знают ли люди, которым сегодня двадцать и тридцать лет: бетон для днепровской плотины строители месили ногами. Ногами! Так же, как исстари на Украине месят глину с соломой для саманного кирпича. "Резиновые сапоги - и пошёл! С песней месили..." Это рассказал Афанасий Афиногенович Дмитрусенко, строивший плотину и живущий сейчас в Запорожье. Мы сели на трамвай и поехали на плотину. Афанасий Афиногенович проводит шершавой рукой по бетону и говорит о плотине, как о живом существе. На плотине множество "родинок" и "царапин" знакомых только этому старику..." "Бетон месили ногами" - именно так начиналась знаменитая отечественная школа гидроэнергетического строительства...

ДнепроГЭС был пущен 10 октября 1932 года, а уже в августе 1941 года плотину при отступлении советских войск взорвали по приказу Генштаба. Были взорваны несколько водосливных пролётов и здание ГЭС, при этом возникшая после разрушения станции мощная волна унесла жизни тысяч людей, находившихся по берегам ниже по течению. Точное число жертв не поддаётся исчислению - встречаются цифры от 20 до 100 тысяч человек. Но точная цифра до сих пор не подтверждена никакими документами. В 1942 году гитлеровцы восстановили плотину - в разрушенное здание ГЭС было установлено новое немецкое оборудование, и станция снова дала ток. Но уже в 1943 году при отступлении фашисты снова взорвали ДнепроГЭС - при этом план полного уничтожения станции не был реализован только потому, что советским сапёрам и разведчикам удалось повредить часть проводов, идущих к детонаторам.

После войны началось восстановление разрушенной плотины - обновлённый ДнепроГЭС дал ток в 1950 году, при этом мощность станции несколько увеличилась. А в 1969 году началось расширение и реконструкция станции - было подсчитано, что существовавший режим ДнепроГЭС разрешает не сливать лишнюю воду через пролёты, а построить ещё одну машинную станцию - на правом (если смотреть снизу по реке) крыле плотины, на 19-ти существующих пролётах. Архитекторы морщились - ведь нарушалась непередаваемая красота плотины. Но доводы энергетиков были очень убедительными - мощность станции таким образом удваивалась. При проектировании ДнепроГЭС II, чтобы сохранить архитектурный облик гидроузла, было принято решение построить новое машинное здание максимально компактным, низким, лишь незначительно перекрывающим плоскость плотины. Здание ДнепроГЭС II вписано по дуге плотины, а цвет его облицовки близок к цвету бетона. ДнепроГЭС II занимает 19 правых пролётов. Одновременно со строительством ДнепроГЭС II была построена вторая нитка судоходного шлюза - в дополнение к существовавшему трёхкамерному шлюзу был построен один однокамерный - очень глубокий, шахтного типа. Именно он сейчас в основном и используется для судоходства.

2. ДнепроГЭС сегодня. Слева от плотины - машинный зал первой очереди, а на правом крыле станции - встроен машинный зал ДнепроГЭС II (сравните нынешний облик сооружения с вышеприведённой фотографией 1969 года!).




3. Утро... Рассвет... Теплоход заканчивает путь по Днепровскому водохранилищу и приближается к ДнепроГЭС. Когда-то здесь были непроходимые Днепровские пороги, а сегодня большие четырёхпалубные теплоходы спокойно скользят по водной глади. Кстати, из-за порожистого характера реки на этом участке, крутых берегов и большого уклона русла, водохранилище ДнепроГЭС совсем небольшое и неширокое по сравнению с другими днепровскими "морями". Площадь затопления тут относительно невелика...




4. Впереди по курсу показались очертания Запорожья.




5. Позади остаётся Днепровское водохранилище, протянувшееся по руслу Днепра от Запорожья до Днепропетровска и чуть далее - до Днепродзержинска и вышележащей плотины Днепродзержинской ГЭС.




6. В верхнем бьефе ДнепроГЭС находится крупный порт - на рейде довольно много грузовых судов.




7. Впереди показалась плотина.




8. Судно "река-море" на фоне индустрии Запорожья.




9. Из судоходного шлюза выходит встречное судно: водный путь - один из оптимальных для доставки сырья на многочисленные Запорожские комбинаты.




10. Изящная дуга ДнепроГЭСа - вид с верхнего бьефа.




11. Теплоход направляется в судоходный шлюз. Как я уже писал, их на ДнепроГЭСе два - старый трёхкамерный и открытый в 1980 году новый однокамерный, шахтного типа. После открытия нового шлюза старый был закрыт на длительную реконструкцию - не функционирует он и сегодня: суда идут через новую, левую нитку.




12. Направляемся в шлюз. Этот шлюз - самый глубокий в мире. Мы сейчас опустимся на 38 метров!




13. Справа просматриваются сооружения старой, трёхкамерной нитки шлюзов.




14. Слева от шлюза располагается площадь Ленина и памятник вождю, указывающему на панораму ДнепроГЭС. В начале 2016 года памятник Ленину у ДнепроГЭС был демонтирован, а площадь переименована просто в Запорожскую.




15. Тем временем, судно заходит в камеру шлюза. Скоро начнётся шлюзование.




16.




17. Уровень воды опускается очень быстро.




18. Теплоход опускается всё ниже в глубокий бетонный колодец.




19.




20. Глубина шлюза ДнепроГЭС - это примерно три высоты нашего четырёхпалубного круизного теплохода.




21. В этом каменном колодце судно кажется совсем крошечным.




22. Вид на верхние ворота, через которые мы вошли в шлюз - теперь они где-то совсем высоко над нами.




23. Наконец, шлюзование закончено.




24. Теплоход покидает бездонную камеру Запорожского шлюза.




25. Гидросооружения ДнепроГЭС остаются позади.




26. Две фотографии ДнепроГЭС, сделанные с острова Хортица.




27.




28. Панорама здания ДнепроГЭС II, построенного в 1969-1980 годах на правом крыле плотины.




Таково прошлое и настоящее крупнейшей плотины на Днепре, история которой началась почти 90 лет назад. "Днепровское ожерелье" - как иногда её ещё называют...

К оглавлению >>>

ГЭС

Previous post Next post
Up