Небесные создания: Экскурсия в музей гражданской авиации

Dec 07, 2015 15:07

Оригинал взят у itditpspb в Небесные создания: Экскурсия в музей гражданской авиации

Музей находится в одноименном Университете, расположенном недалеко от Пулкова, в Авиагородке.




2. Нормы поведения в заведении (считается ли короткой мини на фото?)


Но, впрочем, авиация - дело серьезное, очень ответственное,поэтому не стоит придираться к несколько повышенному градусу пафоса. Вся гордость музея и российской авиации вообще связана, в первую очередь, с людьми, создававшими эту авиацию, зачастую ценой собственной жизни. Фотографии этих людей есть в музее, но переснимать их не вижу смысла - при желании загуглите в лучшем качестве, равно как и снимки упоминаемых мест. Поэтому мой рассказ о музее состоит из двух, не слишком связанных, но пермешанных частей - в тексте я расскажу то, что мне показалось особенно любопытным из истории отечественной  и петербургской авиации, на фото же в основном - артефакты эпохи.

Сейчас мы под авиацией подразумеваем самолеты. При зарождении воздухоплавания аппараты тяжелее воздуха считались не слишком перспективными. Первые полеты происходили на воздушных шарах, впоследствии доросших до дирижаблей. Первый  в мире полет с научными (метеорологическими) целями совершил наш соотечественник Яков Захаров еще 1804г. Следущий научный полет в России произошел только спустя 80 лет - в этот раз воздух поднялся Менделеев. Первым российским "аэродромом" стало петербуржское Волково поле, впоследствии Воздухоплавательный парк (название сохранилось в одноименной станции электричек). В 1885 году на французском воздушном шаре с Волкова поля проведен перелет под командованием Александра Кованько. в Новгород. До 1926 года здесь располагался учебный воздухоплавательный парк, где парковались и запускались дирижабли.

Шла работа и над созданием самолетов. В 1886-м году Можайский построил самолет с паровым двигателем, однако тот так и не взлетел. В 1903-м году братья Райт произвели первый управляемый (это важно) полёт, что подтолкнуло самолетостроение к дальнейшему развитию.
3. Попробуйте расшифровать сферы применения советской авиации


В 1911-м состоялся первый перелет из Петербурга в Москву.Из 12 пилотов, рискнувших вписаться, долетел только один. Один погиб, другой скончался от травм через несколько лет, оставшиеся не добрались из-за несчастных случаев и поломок. Александр Васильев добирался до Москвы почти 25 часов, в воздухе провел 9.5, в остальное время ремонтируя и заправляя аппарат. В первую мировую войны в первый же полет он попал в астрийский плен, где и умер 4 года спустя.

4. Еще одна могущественная фреска


В 1913-м году Петр Нестеров положил начало высшему пилотажу, исполнив мертвую петлю над Киевом. Он был так уверен в своих расчетах, что не пристегнулся ремнями - при перевороте его удержала центробежная сила. В Первую мировую Нестеров также впервые применил таран, защищая небо над Львовом. Тогда основной целью самолетов была  воздушная разведка, пулеметов не было, поэтому из альтернатив тарану были только личные револьверы экипажа. 27-летний Нестеров подбил австрийский бомбардировщик, но и сам при этом погиб.
5. В музее есть свой красный угол


6. Воссоздан быт одного из пионеров авиации


В 1908-м году в Петербурге учрежден Всероссийский аэроклуб, в который входили в том числе такие люди, как Сикорский и Циолковский. В 1910-м году под его эгидой образовалась школа пилотов.

7. Финансирование авиации поначалу была делом энтузиастов, многие в неё не верили


Основоположником военной авиации князя Александра Михайловича, дяди Николая II.  В то время мало кто серьезно относился к аппаратам тяжелее воздуха. Военное министерство не поддерживало увлечение князя. Однако, личными усилиями Александра Михайловича была основана школа военной авиации в Севастополе в 1910-м году. Это впоследствии спасло ему жизнь. С 1916-го, находясь в Крыму, под арестом Временного правительства - он был под охраной отряда выпускников школы, которые спасали его от расправы до самой эмиграции.

Весной 1913-м года киевлянин Игорь Сикорский запустил первый в мире многомоторный самолет. После доводки "Большой Балтийский" переименовали  в "Русский Витязь".  Этот самолет - родоначальник тяжелой авиации: бомбардировщиков и пассажирских лайнеров. Осенью этого же года началось создание знаменитого четырехмоторного "Илья Муромец".
8.


Первым освоил "Муромца" капитан Георгий Горшков - первый летчик-бомбардировщик в мире, дальний родственник нашего гида. 38-летний Горшков расстрелян в 1919 Одесской ВЧК. А Игорь Сикорский в этом году эмигрировал в США, где и прожил до 83-х лет. Первое время он зарабатывал уроками математики, после организовал авиационную фирму, в которую инвестировал сам Рахманинов. Во время второй мировой Сикорский выпустил первый серийный вертолет, применявшийся для спасательных работ.

9. Краткая история карьеры нашего гениального соотечественника в США


Стартовал "Илья Муромец" с Корпусного аэродрома, ныне Парка Авиаторов.  В 1910-м это было поле бывших огородов между Балтийской и Варшавской жд веткой. Проходящее по ним Корпусное шоссе (ныне - Новоизмайловский пр.) было решено использовать в качестве взлетно-посадочной полосы. С 1913 здесь базировалась Первая авиционная рота. В 20-х Корпусной аэродром использовался для гражданской авиации, отсюда же вылетели первые международные авиарейсы.

10.

Первой российской жертвой авиакатастрофы стал капитан Лев Мациевич. В 1910-м году на празднике воздухоплавания он выпал из развалившегося под ним самолета. Парашюты стали применять только в 1912. За день до этого в Фармане-4 под управлением Мациевича успел прокатиться вип-гость праздника - Столыпин.

В 1928-м году рейсы из Ленинграда стали совершаться рейсы до Берлина. Путь занимал 12 часов с четырьмя остановками с пересадкой. До Таллина добирались Юнкерсы F13 с 4-мя пассажирскими местами (далеко не всегда заполняемыми). Аэродром Пулково открылся в 1932-м. В этом же году запущено регулярное авиасообщение между Ленинградом и Москвой (с посадками в М.Вишере и Твери). Пассажирских мест по-прежнему было немного.

11.

12.


Ситуация поменялась с появлением в СССР Дуглас DC-3, который вмещал более 20 пассажиров и подходил для значительно более долгих перелетов.  Его военная модификация в СССР стала называться Ли-2. На таком самолете летала и Ольга Лисикова - легендарная женщина, на чьем счету 408 вылетов в блокадный Ленинград.

13. Двигатель биплана По-2 (У-2) одного из самых массовых самолетов (около 40000) в мире


Во время войны использовался в качестве легкого ночного бомбардировщика. На вооружении нашей армии состояло 3500 У-2. Летная жизнь этого самолета продолжалась около 40 лет.
14.


15.


16. Воссоздан рабочий стол Александра Новикова, основателя Академии гражданской авиации


17. Его бюст стоит в фоей Университета


18. Кабина учебного самолета Як-18


В 1951-м году было открыто новое "сталинское" здание аэровокзала "Шоссейная" (ныне - Пулково-2). Поступили новые самолеты. Воздушный транспорт становился массовым, возникла потребность в подготовке новых специалистов. В 1955 было создано Высшее авиационное училище, ныне Университет гражданской авиации, в котором и расположен музей.

19. В середине 50-х основным магистральным самолетом Аэрофлота был поршневой Ил-14


Первым  реактивным самолетом стал Ту-104. Среди удачных пользователей этого ненадежного самолета - Борис Бугаев. Он прокладывал первые дальние трассы, в Европу, США, Азию, впоследствии стал личным пилотом Брежнева и министром гражданской авиации.

20.


В 1972-м году состоялся первый рейс Ту-154 по маршруту Москва-Минеральные воды. Самолет вмещал больше 150 пассажиров и стал самым массовым советским самолетом до начала этого века. У Ту-154 характерное шасси - по 6 колес на каждой "ноге".  Хоть такие самолеты и не садятся на грунт, но говорят что шасси такое мощное именно с этим умыслом - например на случай военного применения. Очень пригодилась эта особенность при аварийной пасадке рейса из Якутии в Москву. Самолет умудрился сесть на случайно замеченную вертолетную площадку в Ижме (Коми). Выкатившись за пределы полосы самолет крыльям порубил молодой лес. Экипажу очень повезло, что с кабиной не встретилось ни одного большого дерева.

21.


22. Пулково-1 открыли в 1973-м

23. Выпускник академии гражданской авиации (1984) Роландас Паксас. Впоследствии он сделал яркую политическую карьеру, пользовался большой популярностью у себя на родине, в Литве, был мэром Вильнюса, а потом и президентом


Летные навыки он использовал в предвыборной компании - сам управлял самолетом для поездок на встречи с избирателями. После сенсационной победы в 2003-м (социологи пророчили выигрыш его противника - предыдущего президента Адамкуса). Впрочем, продержался он на посту недолго - через год после избрания Паксас стал первым высшим руководителем Европы, получившим импичмент.  Причиной послужили обвинения в коррупционной связи с главой вертолетной компании Авиабалтика Юрием Борисовым. В 2009-м  Паксас заявил что заказ на его импичмент - результат его отказа разместить  в Литве секретную тюрьму ЦРУ (Вскоре после импичмента тюрьма действительно появилась).

Из других знаменитых студентов Университета можно отметить 46-летняя заочницу Светлану Капанину, семикратную чемпионку мира по высшему пилотажу (также известна как Томмигерл).

24. Черные ящики


25. Космический стенд


26. Паёк


В 1973 году на самолет Ленинград-Москва сел террорист с бомбой. Он потребовал у экипажа отвезти его в Стокгольм. Командир - Вячеслав Янченко принял решение возвращаться в Ленинград. В это время переговоры с ним вел бортмеханик Викентий Грязнов. Шасси не выпускались до последнего момента, чтобы не привлекать внимание преступника. Однако, когда их пришлось выпустить - прозвучал взрыв. Спасая жизни пассажиров, его закрыл своим телом Викентий Григорьевич.

27.


28.


В 2014-м году открылась аудитория с макетом Ту-154. Отпавляемся к нему.

29. В витринах коридора университета в редкой раскладке хранятся подобные, с позволения сказать, экспонаты


30. Учебные кабина и салон Ту-154


31.


32. Теперь мне не так стыдно за свои наушники


33.


34.


35. Помимо авиа-, тут есть и трамвайный тренажер


36. Тут органы управления попроще


37. Также в этом зале собраны различные предметы позднесоветского времени


Особой целенаправленности в отборе не замечено, про многие экспонаты хранительницей было упомянуто, что они здесь, потому что жалко выбрасывать

38.


39.


40.


41. velly84 и Ленины


42.


43. Музыкальные плееры XL


44. Студенческое кафе "Какао"


45. В ларьке у выхода студенты могут закупиться учебной литературой


46. ... и ознакомиться с поучительной памяткой, где не забыт даже насвай (из-за неё я и узнал что это)


47. Перед университетом припаркован Миг-31


48.


Организованные экскурсионные группы принимаются с понедельника по пятницу по предварительной заявке. Посещение музея в выходные дни возможно также по предварительной заявке.
Свободное посещение музея индивидуальными посетителями возможно с понедельника по пятницу с 15 до 16.30.
Адрес: 196210 Санкт-Петербург, ул. Пилотов, д. 38 (Университет ГА), телефон: (812) 704-15-20

Благодарю за приглашение redirupdate и spbblog. Летят самолеты - привет Мальчишу astafiev, cgvictor, andys_k, tivir862, arbitr57, pantv, u47, trawellers, zapiskinishenki и nau-spb

Санкт-Петербург, музей авиации

Previous post Next post
Up