Вообще, чем интересен натюрморт, так это тем, что он непосредственно связан с подсознательным. Вот написал эту фразу и сразу задумался. Ну, во-первых, не любой натюрморт, а вполне определенный. Во-вторых, в какой-то степени и любой другой жанр тоже связан. Ну, и в третьих, - и это самое главное - в умных разговорах про подсознательное я полный профан. Ничего не читал. Объяснить не могу. Слышал краем уха, но это ведь не повод. В общем, скорее я - пациент. Однако, когда занимаешься натюрмортом, поневоле задумываешься. ...Над некоторыми особенностями, закономерностями. Вот про себя я уже отметил, что очень не равнодушен к спиралям. Даже более: если посмотреть на мои фотографии, то можно с уверенностью отметить не преодолимую тягу автора к спиралям и всяким загогулинам, как изобразительному элементу. Так и норовит пристроить чуть не в каждый второй снимок. Возможно, причина банальна - просто дефицит антуража и артефактов? Вот и повторяется частенько этот спиральный элемент. Но, работая над каждым сюжетом, я ведь пробую разные по геометрии предметы, нагруженные символами и просто формы. Точно. не один и не два. Иногда этот процесс выстраивания композиции затягивается. Потому как множество вариантов - и все не то. Не так и не так, - каждый раз (все более раздражаясь) говорит мой внутренний оппонент. Когда ассистент (это тоже я). кладет на предметный столик то один, то другой предмет. Целую кучу по очереди перебирает, как взломщик ключи - отмычки, вскрывая чужой замок. Да, тут, кстати полное раздвоение единого меня на режиссера и ассистента. И в какой-то момент - вовсе не сразу и не преднамеренно - на конкретном месте композиционного пространства оказывается пружинка, ракушка, улитка - короче, загогулина. И сразу же тот внутренний режиссер (он же оппонент) с облегчением говорит: вот это хорошо. Наконец-то. Замок щелкает и открывается . При этом третий, который пытается философствовать, абстрагироваться, обобщать и анализировать замечает: а ведь все-таки что-то тут связано с подсознанием. Эта зависимость, можно сказать и болезнь. Ну, или синдром (как хотите). Вот на выходных пару сюжетов поставил, отснял и напечатал. Один представлен ниже (другой позже).
Объектив Symmar 150mm, диафрагма D16, пленка Rollei R100 Tonal 4x5", бумага Rollei Vintage 111 Fb 30x37,5 см, выборочное тонирование и раскраска красками.
Ну, ведь что ни говори, а зависимость налицо. Еще одно подтверждение. Когда нибудь, возможно, будет отдельная экспозиция с названием "История его болезни".
Напоследок одно замечание: Symmar 150mm - он такой маленький по сравнению с другими объективами, но какой же резкий. Для таких крупноплановых съемок очень подходит. Хотя там и ракурсные искажения, конечно. Но и перспектива и пространство. А для спиралей ракурсные искажения - это ерунда.