Занимательное это дело - поразмыслить над тем, почему ты снимаешь так, а не эдак. Почему получается так, как получается? Проследить весь ход творческого процесса: как она там идея зарождается в твоей несчастной голове, и как она потом трансформируется, и, проходя определенный мозговой путь, материализуется на отпечатке. А она меняется несомненно , и образ, зародившийся в сознании, лишь только смутный и призрачный, постепенно проясняется, обретает зримые черты. Иногда то, что получается на выходе, совсем не то, что было в первоначальной твоей задумке. Хотя сторонники Фрейда, говорят, что это все из подсознания, и чтобы понять, нужно сначала Фрейда прочитать. Но есть опасения, что, прочитав Фрейда, ты сможешь только анализировать, а вкус к творчеству уже потеряешь.
Потому, оставаясь профаном в области психологии творчества и психоанализа, ты пытаешься что-то понять в себе, не понимаешь и удивляешься в очередной раз.
Дамы приглашают...
Объектив Sironar 240mm, пленка Rollei R100 Tonal 4x5", бумага Ilford MG WT 29x38см.
А натюрморт, вообще, как жанр фотографии и направление творчества - очень благодатен в этом плане. Ты за все отвечаешь: выбор предмета и антуража, исполнителей первых ролей и расстановку кардебалета (постановщик и режиссер), литературную составляющую (сценарист - либреттист - хотя иногда и не нужен), постановку света и световые акценты (осветитель), саму технику съемки (на фокус навести и кнопку нажать - оператор), обработку негатива и печать фотографии (лаборант). Ведь это же - получившаяся в итоге фотография - можно сказать, твой портрет, твое отражение в зеркале, это ты голый в бане. Как на ладошке весь. И не скроешься. Вспоминаю: N лет назад, отсняв и напечатав портрет одной девушки, я в разговоре с другой девицей услышал: ну, что ж, фотография хорошая, потому как модель хороша. И в сердцах ответил: фотография хороша, потому что много я в нее себя вложил (типа Мадам Бовари - это Я).
Теперь вот так бы уж не горячился. Но в натюрморте, как говорится, за девушкой не скроешься.
В очередной раз, снимая крабика заморского, подбирая и расставляя предметы, заботясь о рифмах и перекличках героев, и, сказать по правде, не имея в голове ясного понимания: куда идти, я смело бросился в творческое плавание. И мысль моя плутала где-то в потемках, и носило ее по волнам, и дедушка Фрейд грозил пальчиком (сукин сын, не хочешь меня читать), и эти сомнения - как крикливые чайки-поморники, и может быть, даже отчаяние (ну, с кем не бывает), но в конце-концов образ замаячил-таки вдали - ну прямо маяк на море. И приплыл. И получилось то, что получилось. И в очередной раз удивляешься себе.