ПАК ФА! ФАК АП? Посмотрим.

Jan 30, 2010 11:47

Как известно, вчера прошел первый испытательный полет прототипа российского истребителя 5-го поколения ПАК ФА. Самолет разогнался, взлетел, полетел, приземлился, остановился. Летчика-испытателя качали. Кадры взлета и полета чудо-машины помногу раз прокрутили по всем телевизорам, о перспективной и прекрасной машине говорили на ТВ, на радио, в интернете. Молчали, разве что, холодильники.

Страна ликовала. Наконец-то российская оборонка показала злобным супостатам кузькину мать! Мы тоже могём! Славься отечество наше! И так далее.

Конечно, вчера произошло важное событие как для российской, так и для мировой авиации. Первый испытательный полет прошел успешно, без падений. Это - задел на многолетнюю работу над созданием самолета. Но - только задел. Самолета еще нет. Тем более - еще нет прекрасного истребителя. Есть концепт. Есть воплощенная "в железе" идея планера 1974 года (планер Т-10-12 - перспективная разработка (по сути, было два варианта Т-10-12), тему которой в ОКБ Сухого закрыли в 1974 году).

Кроме планера, что еще нового в самолете, взлетевшем вчера? Какой двигатель стоит на вчерашнем летуне? Какая авионика? Программа испытания на вчера состояла в проверке работы основных систем и двигателя в ходе полета. То есть: взлетит ли? Не развалится ли в воздухе? Будет ли минимально управляем?

Итак, вчера весь авиационный, милитаристический и просто патриотический мир ликовал по случаю того, что от земли смог оторваться несколько доработанный проект 35-летней давности. Да, это эпохальное достижение.

И еще. Относительно того, когда же новый истребитель сойдет с чертежей в авиаполки ВВС России?

Год назад Иванов пообещал, что в серию Т-50 пойдет уже в 2010. Сочтем это просто путаницей либо в голове у Иванова, либо в головах у журналистов, растиражировавших эти слова.

Бытует мнение, что в серию самолет поступит в 2015 году. А вот это уже вызывает серьезные сомнения. Проектируемый самолет еще не создан. То, что вчера что-то взлетело и приземлилось - замечательно, но не будем забывать, что работа между первым полетом МИГ-29 и началом его серийного производства заняла 5 лет. Су-27 официально был принят на вооружение через 9 лет после первого успешного полета прототипа (начало производства и тестовой эксплуатации через почти 4 года после первого успешного полета, доработка - 5 лет).

И это - для сверхмощного ВПК Советского Союза.  Потянет ли полуразвалившийся ВПК Российской Федерации освоение производства за 5 лет? Это очень серьезный вопрос, так как те же Су-35, которые уже немножко производились серийно в середине 90х годов, на данный момент существуют лишь в пяти экземплярах, и российскому руководству следует очень сильно напрячься, чтобы выполнить поставленную Путиным цель о производстве минимум 60 истребителей Су-35 к 2015 году. Что уж говорить о начале производства Т-50 в 2015 году, ведь, в отличие от 35-го, ПАК ФА как разработанный проект еще не существует.

Стоит отметить, что срок между первым полетом прототипа F-22 Raptor и началом серийного производства составил 11 лет. В 1990 году прототип взлетел и полетал для конкурса, в 1997 году взлетела уже почти полностью доработанная машина. Итак, срок между первым полетом почти полностью готового проекта и началом серийного производства в США составил 4 года. Правительство РФ считает, что его экономические и технические возможности сопоставимы или даже выше, чем возможности правительства США?

В общем, прекрасно, что у патриотически-настроенных слоев населения появился еще один повод крикнуть "Ура! Даешь!". Но хотелось бы, чтобы люди понимали: еще пока сделано очень мало, о достижениях говорить слишком рано, и уж лучше пусть сроки разработки будут поставлены реальные, чтобы машина получилась вправду чудо-машиной, а не громким ФАК АПом.

ПАК ФА, авиация, Россия

Previous post Next post
Up