(no subject)

Jul 03, 2023 23:36

Изменения происходят двумя способами. Можно погрузить человека полностью в иную среду, и тогда он под воздействием совершенно иного окружения или изменится, сменив все вплоть до моделей поведения и ценностей, или отринет новую среду и будет страдать по старому миру. Примеров тому, допустим, в той же литературе множество: Смок Беллью смог (Смок смог, ага) изменить себя в совершенно новом мире, да так, что понял, что этот мир его, и он в нем раскрывается наиболее полно и ярко. То есть мы погружаем будущего Ихтиандра в прорубь с головой и ждем пока у него вырастут жабры. Или не вырастут. Ну тут уж, как сам человек для себя решит.
Второй способ иной: человек не может окунуться в океан нового мира, но он может выкопать себе источник, найти ручеек и пить из него постоянно, каждый день, понемногу изменяясь. Примеров из литературы и жизни масса: это любой спортсмен, решивший к примеру, поставить рекорд, или троечник, проболтавшийся 10 лет без дела, а потом решивший поступить в престижный вуз и пр. и пр. То есть мир остается прежним, но человек ставит себе цель и пытается каждый день, сколько возможно к этой цели приблизиться. То есть частично меняет мир вокруг себя и тем самым меняет себя. То же изменение, только более растянутое во времени.

Мне всегда было непонятным, как можно сравнивать, например, красивое фото с вершины горы, и когда ты сам залез на эту вершину и смотришь. Тут дело не в различии оптики глаза и фотоаппарата/камеры, а в другом. Когда ты идешь в горы, тебе не только надо спланировать и доехать до места старта маршрута, но и днями и ночами идти, переживая через себя весь этот мир вокруг, меняясь, терпя, приспосабливаясь, продвигаясь. Фото с вершины, даже самое классное - мимолетный взгляд, мгновение, которых в жизни множество. Человек, стоящий на вершине, несет в себе вместе с этим взглядом всю историю себя, маршрут и все свои изменения и переживания, случившиеся в ходе его, он несет часть своей сущности. Он видит не гору, а себя и гору. Весь мир вокруг себя и гору. То есть из трех вариантов: фото с вершины, человек поднявшийся на вершине по канатной дороге и пришедший ножками люди видят совершенно разные картины, причем последний видит больше всех. Потому что он вложился больше всех: силами, временем, собой.

Почему искусство не меняет? Почему то, что, казалось бы, вызывает наши переживания, эмоции и даже, хм, мысли, через какое-то время остается в лучшем случае воспоминанием и только? Где книги, фильмы, музыка, что перевернут мир? Не, что-то, конечно, при чтении книг/просмотре фильмов в человеке происходит, но не глобально. Ответ тот же: меняет оно того, кто идет к нему, как к вершине. Возьмем для примера картину какого-нибудь художника. Если вы будете, допустим, каждый день не просто смотреть на картину, а изучать ее, пытаться увидеть, что за ней, понять мотивы, ее внутреннюю логику, цель и пр., потом вы неизбежно поймете, что уперлись в какой-то предел, за которым вы уже не можете понять ничего. Тогда вы полезете в литературу, будете читать о картине, художнике, других его картинах, стиле, в котором он работал, и пр. и пр. И будете это делать целенаправленно и упорно, то вы изменитесь. Потому что вложите силы, время и себя. Вас изменит путь к вершине, а не фото с нее. Ну а дальше этот груз надо нести. Кто-то ведь обратно возвращается, к старому себе.

Бесполезно ждать или искать произведение искусства, которое изменит мир. Таких нет и не было. Его изменят те, кто захочет и будет меняться. Как мир изменила не Библия, а христиане.
Previous post Next post
Up