Посмотрел "Дикое поле" Михаила Калатозишвили, cамый титулованный фильм прошлого года - и "Золотой орёл", и лучший фильм 2008 г. по мнению Гильдии кинокритиков, и венецианский показ...
Крепкий фестивальный фильм, качественно сделанный, неплохо сбитый. Еще одна кинопритча о вечном для уставших от мегаполиса, кризиса и прогресса.
Место действия - Великая степь, воспеваемая Гумилевым, "дикое поле", трансграничье, азиатское по форме и по сути, но населенное европеоидами.
Молодой врач Митя (дебютант Олег Долин), не лишенный ни брутальности, ни интеллигентности, не теряющий спокойствия в любой ситуации, живёт в полуразвалившемся фельдешерском пункте посреди степи и лечит окрестных аборигенов, преимущественно - русских, с некоторой примесью казахов. Лечит водой, водкой, бинтами и собственным умением, потому что, в сущности, больше ему ничего и не нужно, даже у заезжего начальника по медицинской части лекарства он просит как-то не слишком убедтельно. Митя смотрит на окружающие его горы, лечит людей, ест нехитрую пищу, смотрит по вечерам черно-белый телевизор и ждёт свою подругу, которая должна к нему приехать из города. В сущности, Митя счастлив.
Главный герой второго плана - местный милиционер (Роман Мадянов), смахивающий на казака, живое воплощение порядка, служащий не за страх, а за совесть. Последняя предграда на пути у чужих, которые приходят ниоткуда со злокозненными намерениями, но с неизбежностью уничтожаются местными русскими аборигенами. У милиционера законность, справедливость и здравый смысл не противоречат друг другу, поэтому, в сущности, он тоже счастлив.
Аборигенам тоже неплохо. Cын, отца которого доктор вытаскивает буквально с того света после 40-дневного запоя, используя раскалённую кочергу, счастлив, что всё обошлось. Счастлив загонщик, в которого попала молния и которого считали мертвым, но тот чудесным образом выжил, поскольку его зарыли в землю на ночь. Счастлива девочка-казашка, катающаяся по степи на папиной "Волге" с оленем, флиртующая с доктором, а через пару дней получающая пулю в живот от ревнивого поклонника. В сущности, счастливы все.
Единственный несчастливый персонаж фильма - подруга-невеста доктора Мити в (Даниэла Стоянович), современная собой, очень городская, довольно симпатичная. Она неожиданно приезжает к Мите, смотрит на убожество незамысловатость его жизни, пытается побыть доброй хозяйкой, постирав ему бельё на степном ветру, пару раз занимается с ним любовью. После этого очень по-американски сидит в дверном проёме в одной мужской рубашке и нервно курит, а вскоре собирается и уезжает, заявляя Мите, что она уезжает навсегда, т.к. вышла замуж и приезжала попрощаться. Митя расстроен, но не сказать, чтобы сильно. Барышню увозит в город пыльный грузовик-полуторка, она сидит в кузове с отарой овец и, опершись на кабину, страшно напоминает евстигнеевского директора Дынина, уезжающего с бидонами молока из лагеря в "Добро пожаловать, или посторонним вход восприщен". Вероятно, чтобы окончательно подчеркнуть свою оторванность от местно жизни, барышня достает из-за пазухи темные очки, надевает их и смотрит на агнцев сквозь дымчатые стекла. Овцы понимают, что гламур - не для них.
Митя - воплощение истинного лекаря, врачевателя, целителя в истинном, посконном смысле этого слова. Не чурающегося нового (инъекции, таблетки), но и открытого для народной медицины (закапывание пострадавшего от удара молнии в землю для оживления, магический круг на песке вокруг операционного стола-камня на дворе докторского дома). Единственная надежда и опора, он может всё. Даже выстаскивать пулю из раны в животе голыми руками, опуская перста в плоть. Ему верят и в него верят - и у него всё получается.
В конце фильма местный сумасшедший, которого Митя прежде считал своим ангелом-хранителем, сначала приходит к доктору домой, чтобы вылечиться, а потом втыкает Мите в живот его же скальпель. И убегает. Митю находят местные, куда-то несут и повторяют, что они без него никак. Сомнений в том, что доктор выживет, пожалуй, не остается ни у кого.
Калатозишвили затрагивает большую часть вечных тем - любовь и предательство, цивилизация и варварство, город и провинция, сознание и безумие, одиночество и коллективизм, долг и свобода выбора... Образы героев порой кажутся слепками с библейских прототипов. В то же время, общий месседж фильма мне не понравился. Социально-ответственный дауншифтинг доктора Мити, сливающегося с простым народом, его чаяниями, заботами и вечной природой с ее горами и степями, не кажется мне актуальным в XXI в. Остатки цивилизации скоро закончатся, как кончаются у доктора в фильме лекарства и бинты. И мир доктора Мити, в форме которого явно прослеживаются отголоски "Соляриса", по содержанию станет похож на пасторальную "Кин-дза-дзу". И раскосоглазая степная Азия нежно примет этот бывший некогда цивилизованным кусок планеты в свои объятья Причём доктор Митя такой мир выбирает почти осознанно, в то время как для местных эта перемена будет так же естественна, как смена погоды или времени года.
Я же предпочитаю вместе с митиной несостоявшейся невестой ехать в цивилизацию, в город, в Европу, чтобы оттуда взирать сквозь дымчатые стекла темных очков на удивительных варваров по ту сторону Уральских гор. Пусть даже для этого и придётся какое-то время трястись на раздолбанном грузовике со стадом баранов.
800x1150
315 Кб
год
2008страна
Россияслоган-
режиссер
Михаил Калатозишвилисценарий
Петр Луцик,
Алексей Саморядовпродюсер
Андрей Бондаренко,
Михаил Калатозишвили,
Сергей Снежкиноператор
Петр Духовскойкомпозитор
Алексей Айгижанр
драмасборы в России
$43 270премьера (мир)
7 ноября 2008премьера (РФ)
22 января 2009,
«Интерсинема-Арт»релиз на DVD
19 февраля 2009время108 мин
О фильме
на "Кинопоиске",
сайт фильма,
блог фильма,
торрент на tfile.