Либеральная идея с ее лозунгом "Свобода, равенство, братство" в 21 веке скукожилась до свободы выбора товаров и услуг. Даже термин эта новая идея обрела - "потреблятство". Казалось, что нашу страну эта идея-монстр поглотила окончательно. Что никогда мы не сможем вырваться из ее цепких паучьих лап. На мой взгляд, поворот наметился. Финские эксперты на днях заявили, что
россияне стали тратить в Финляндии вдвое меньше. Если раньше покупали на 100 евро, то теперь только на 50. Кроме того, количество пересечений русско-финской границы снизилось примерно на 10%. Хотелось бы верить, что мои соотечественники начинают думать не только про шоппинг без остановки.
Чем же так страшен этот зверь под названием "шоппинг-нон-стоп"? Казалось бы, хочет человек тратить свои деньги на разнообразные товары, и пусть себе тратит. Чем это плохо? Отвечу. Сама по себе идея покупки не страшна. Страшна ее сестрица-монстр: эта же идея, доведенная до абсурда. Покупать постоянно, независимо от твоих нужд, свести процесс покупок до образа жизни. Жить, чтобы непрерывно делать покупки. Чтобы жизнь стал декорацией к процессу покупки. Не сама по себе такая идея возникает у людей, ее настойчиво проталкивают в наши головы. Через слоганы рекламы, через сериалы, глянцевые журналы, моду, через понатыканные повсюду огромные комплексы супермаркетов и торговых центров.
"Лучше ужасный конец, чем ужас без конца". Эти слова прусского гусара Фердинанда фон Шилля хочется сегодня восклицать, думая об общества "ням-ням". Современную Россию я отныне не могу называть обществом тотального потребительства. Раскололось общество, на мой взгляд. Для меня четко эту границу прорисовали события на Украине, отношение наших людей к этой ситуации. По одну сторону выстроились патриоты порой с аскетическим образом жизни, по другую - пятая колонна с ее ненасытными гедонистическими желаниями. Шлейфом выстроилась свита в виде равнодушных обывателей, которым нет дела до украинской трагедии - "моя хата с краю". Они с удовольствием подхватили девиз либералов "Родина - это страна, где тебе жить удобно и приятно".
Этот прошедший "водораздел" меня успокаивает. Почему? Потому что отныне нам транслируется не только
потребительский идеал. Появились многочисленные носители других, здоровых идей. В воздухе стала носиться новая смыслозадающая идея - идея служения народу. Перед кем-то эта идея маячит в образе новой Империи, кто-то видит возрождение православной веры, для третьего запахло советскими ценностями. А если есть идея, то она будет собирать под свои знамена новых адептов. Вот на них-то вся надежда. Пришло время определяться: ты с кем?