«Элизиум» или герой НАШЕГО времени

Sep 01, 2013 20:27

Оригинал взят у haron2010 в «Элизиум» или герой НАШЕГО времени
Буквально только что посмотрел этот фильм.
Мои мысли один в один с мыслями автора. Очень рад, что не я один это заметил.

Фильм позиционируется как фантастика, но фантастического в нём ни на йоту. Нет того, чего не было бы сегодня. Нет фантазии.
Вся "фантастичность", "космичность" и "экшн" [очень вяленький, между прочим, с той самой трясущейся камерой] - это лишь для привлечения зрителей и вшивания программы на подкорку - "мир идет к такому обществу", - как бы говорят нам, - "это норрррмально".

А вспомните переснятый не так давно "Вспомнить всё" без Шварцнеггера?
А, действительно, "Время"?
А фильм "Параллельные миры"?

Если раньше тема разделения общества была своеобразным рупором ("посмотрите, что происходит!", почему-то возникает в памяти Незнайка на Луне), то сейчас это метод воздействия ("посмотрите, как будет, как надо").
Это как у Жванецкого: Вместо того, чтобы крикнуть "Что же вы, суки, делаете?!" мы хором думаем "Эх, что ж они, суки, делают!.."

Оригинал взят у eot_nsk в «Элизиум» или герой НАШЕГО времени


Фильм «Элизиум: Рай не на Земле» Нила Бломкампа продолжает тему, начатую режиссером в «Районе номер девять», но уже с полноценным голливудским размахом. Об особенных художественных достоинствах тут рассуждать не приходится - картина напичкана штампами даже сильнее, чем это принято, и напоминает скорее компьютерную игру. Но не это важно, поскольку в фильме подняты очень актуальные темы, за счет чего он и привлекает к себе внимание.

Основная идея сюжета становится ясна ещё до начала просмотра: вниманию зрителя представлена модель многоэтажного человечества, что называется, во всей своей красе. «Дельфины» окончательно отмежевались от «анчоусов», покинув ими же самими загаженную планету и поселились в искусственном космическом раю. А 90% населения остались прозябать за чертой бедности в криминализованном до крайности обществе. Они отрезаны ото всех благ цивилизации будущего, включая космические путешествия и достижения медицины, которая дошла до такого уровня, что вечная жизнь превратилась в обыденность... правда, далеко не для всех.




Искусственный рай для богатых на орбитальной станции

Отдельные энтузиасты временами прорываются в Элизиум, но такие попытки чреваты, и обратно возвращаются далеко не все. Скрывающиеся в подвалах подвижники грезят переворотом, но вынуждены ограничиваться редкими набегами. А единственный способ исправить положение - добыть ценную информацию, что и поручается главному герою фильма - Максу.



Земля

Кстати, в этого «героя» стоит вглядеться повнимательнее: сильный, смелый, отчаянный... Чем не пример для подражания? Но что же движет этим героем? Мечта изменить жуткую реальность? Увы... исключительно желание спасти собственную жизнь... Поэтому, когда в его руках оказывается ключ, способный изменить существующий порядок, и даже когда ему в лицо говорят, что он может спасти тысячи людей и навсегда покончить с предельным неравенством, Макс отказывается принимать в этом участие. Единственное, о чем он думает - это собственное излечение. И ради спасения себя он готов пожертвовать чем угодно.



«Герой» нашего времени

В итоге Макс всё-таки делает неэгоистичный выбор, но только тогда, когда понимает, что погибнет в любом случае. Только в критической ситуации он начинает задумываться о том, какую пользу может принести напоследок. И всё равно основным мотивом героического поступка становится спасение конкретного ребенка - дочери близкой подруги Макса. А об изменении мира к лучшему он так и не вспоминает.

Этот фильм - типичный пример дегероизации. Герой уже не воспринимается как кто-то, идущий к высокой цели, готовый на жертвы. Герой нашего времени - это человек, который лучше других решает свои личные вопросы, причём не важно, какой ценой. И подобное искажение идеала наблюдается сейчас во многих произведениях. Хотя это не удивительно, ведь искусство всегда в чем-то отражает реальность, а мы ежедневно наблюдаем, как люди, движимые эгоизмом, забывают о высших целях, пытаясь спасти свою шкуру или обогатиться.

И это - самая интересная особенность «Элизиума»: нарисованная в нём картина - вовсе не фантастическая антиутопия. Это - отражение современной нам реальности. Ведь и сейчас мы видим, как одни люди не могут вылечить своих детей, умирающих в ожидании дорогостоящей операции, а другие используют пластическую хирургию и прочие недешевые процедуры, пытаясь любым способом продлить свою молодость. Запираясь на своих виллах, жители «элизиума» нашего времени точно так же не представляют себе реальности за его пределами и не имеют ни малейшего понятия о проблемах жителей Земли... или просто не обращают на них внимания, как будто и впрямь уже покинули родную планету.

борьба с регрессом, кино, Америка, война идей, 20 лет без СССР, фашизм

Previous post Next post
Up