«Великий немой» в России. Впечатления от фильма Протазанова «Отец Сергий»

Mar 13, 2017 10:01




Фильм «Отец Сергий» режиссера Якова Протазанова начал своё триумфальное шествие по планете в 1918 году. Снят он по известной одноименной повести Льва Толстого. Главного героя - князя Степана Касатского, а впоследствии отца Сергия - сыграл гениальный актер немого кинематографа Иван Мосжухин. Даже не верится, что все возрастные роли главного персонажа играет один человек. Невозможно в старце узнать тридцатилетнего актера - таково искусство перевоплощения. О, эти бездонные глаза актера! Мои аплодисменты мастеру! Но сказать мне хочется о другом.


Всё-таки мы фильм обсуждаем как произведение искусства. То есть мы его рассматриваем, прежде всего, в ракурсе художественном. Перед тем как посмотреть картину, я перечитала рассказ Льва Толстого. Для чего я это сделала? Чтобы увидеть, что именно хочет подчеркнуть режиссер, какие мысли из книги он хочет донести до нас. Хотя Протазанов очень бережно подошел к толстовскому тексту, всё же, как мне показалось, важный эпизод он не включил (почему?!) в кинокартину.

Я говорю об эпизоде посещения отцом Сергием, уже беглецом, своей детской знакомой Прасковьи Михайловны. К ней он отправился, чтобы получить ответ на свой вопрос, как найти Бога в себе. «Пашенька именно то, что я должен был быть и чем я не был. Я жил для людей под предлогом Бога, она живет для Бога, воображая, что она живет для людей.<...> Да, нет Бога для того, кто жил, как я, для славы людской. Буду искать его», - с такими мыслями покидает старец семейство своей знакомой. Согласитесь, из сюжетной линии выкинут мощный эпизод. Почему? Думаю, что режиссер его не включил потому, что актеру, играющему главную роль, уже удалось к финалу фильма донести до нас, до зрителей, эту мысль. И эпизод со старой знакомой не добавил бы ничего существенного.



На что ещё я обратила внимание при просмотре фильма? На образ «иконы». Я здесь имею в виду икону в самом общем значении - как священное изображение. У князя Степана Касатского была своя икона - царь Николай I. Он на него буквально молился. Примечательна сцена, когда разгневанный князь, вернувшись домой после ужасного для него признания невесты, берет в руки небольшой портрет царя и хочет его разбить. Но останавливается. Он не хочет святотатствовать. Для него этот портрет царя - ещё икона. Но уйдя в монастырь, став отцом Сергием, он меняет объект поклонения. Им становится уже церковная икона.



А ещё мне хочется пофантазировать. Как мы знаем, Иван Мосжухин бежал от революции: сначала эмигрировал в Париж, затем пробовал свои силы в американском Голливуде, вернулся в Германию. В 30-х годах с появлением звукового кино его карьера рухнула. Но мне кажется, что, останься он в СССР, его творческая жизнь сложилась бы иначе. Убеждена, что в стране, где все силы были брошены на развитие человека, Мосжухин сумел бы найти нового себя. Отец Сергий сделал попытку «переиграть» свою жизнь. А вот артист не смог повторить этот зигзаг судьбы своего персонажа. Как жаль!

image Click to view



Иллюстрация: картина Ладо Тевдорадзе и кадры из фильма Я.Протазанова «Отец Сергий»

кино

Previous post Next post
Up