Окунаясь в своё прошлое, в позднюю советскую эпоху, не могу разыскать в лабиринтах памяти «немое» советское кино. (Не показывали, или я «не замечала» их?) Удивительно, что поздний СССР, владея поистине шедеврами мирового кино, довольно вяло популяризировал свои бессмертные кинотворения. Между прочим, признанные во всем мире. До сих пор признанные. Например, «Броненосец «Потёмкин» и сегодня возглавляет список шедевров мирового кино. Итак, стоит напомнить себе и миру о первых творениях нашего - российского и советского - кинематографа.
Начать я хочу не с «немого» кинофильма, а с «немого» мультфильма.
Кто ж не знает про «немое» кино? Да, были такие кинофильмы на заре ХХ века. А вот про немые мультипликационные фильмы, пожалуй, известно куда меньше. Честно скажу, даже не подозревала о наличии мультфильмов вековой давности. Поэтому с интересом посмотрела кукольный анимационный фильм режиссера Владислава Старевича - 1912 года выпуска! -- под названием «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами». Речь пойдет о коротенькой ленте - всего-то 10 минут!
В первую же минуту просмотра в голове возникла мысль, что где-то я уже это видела. Ну да! Прекрасная Люканида - она же прекрасная Елена! Это ведь своеобразный пародийный пересказ пролога к Троянской войне! Замечательный граф Герос-Парис увозит свою возлюбленную Прекрасную Люканиду-Елену в далекую Трою за реку-море. Разгневанный муж Цервус-Менелай не может стерпеть такого оскорбления и идет войной на царство похитителя. Кстати, семантический штришок: имена персонажей выбраны такими неспроста. Образ короля, жука-рогача, обыгрывается автором: жук-рогач, он же муж, которому наставили рога. А второй персонаж, жук граф Герос, - явная отсылка к «герою». Концовку драмы режиссер мультфильма решил сделать свою. Все погибают («Так не доставайся же ты никому!»). Задумалась: а почему именно такую концовку выбрал автор? Не потому ли, что к началу XX столетия измена перестала считаться абсолютным злом, за которым неизменно должна последовать расплата и восторжествовать справедливость?
После революции эту ленту стали показывать, изменив название на обличительный заголовок «Куртизанка на троне». Давайте смотреть на кино как на индикатор, ёмко отражающий процессы в обществе. Тогда наш кинематограф расскажет о нас и об эпохе практически всё.