Граждане и обыватели. Можно ли усидеть на двух стульях?

Jul 29, 2016 11:10

В чем популярность книги Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев»? Согласитесь, у этого произведения невероятная популярность. Я сейчас оставлю в стороне тягу нашего народа к гоготу и смеху, взлелеянную и «заботливо» взращенную перестройкой и предперестроечным периодом. Скажу о другом. О неявной отсылке.

Двенадцать стульев, два стула. Возможность усидеть сразу на нескольких опорах - вот что, подсознательно привлекает. Мы хотим одновременно быть и добропорядочными гражданами, возмущаясь несправедливостями нашей жизни, и обычными обывателями, с обязательным гипермаркетом возле дома и постоянным желанием расслабиться. А можно ли усидеть на двух (двенадцати) стульях?

Фундаментальное заблуждение - что можно быть в состоянии «и нашим и вашим». Человек может быть только кем-то одним. Всё другое - уже формы шизофрении, формы раздвоения, растроения и т.д. сознания. Всё другое - отсутствие человека, подмена его эрзац-копией. Помните, у древних греков было божество Протей, который мог принимать различные облики? Большинство из нас такие же Протеи. Только мы изменяем не свои внешние личины, а внутреннее содержание.

Что представляет из себя страна, сложенная из таких «протеев» - людей с больной идентичностью? Болото хаоса, на которое легко может воздействовать группа, у которой со смысловым стержнем всё в порядке. Вот только стержень этот может быть направлен в русло антигуманизма. Не хотите в такое верить? Так жизнь каждый день нам подбрасывает подобные сюжеты. Например, принятие закона с ювенальными поправками. Или мемориальная доска фашистскому соратнику Маннергейму. Защита докторской диссертации, обеляющей генерала-предателя Власова. Проталкивание идеи бэби-боксов - ящиков для избавления от детей. Какое отношение имеют к гуманизму, человечности перечисленные факты? Никакого! Это античеловеческие идеи. Их можно воплощать в жизнь только в обществе «протеев». Мы сами позволяем строить бесчеловечный мир.

регресс, общество

Previous post Next post
Up