Куда может пойти верующий человек для спасения от сил Зла и причащения к силам Добра и Любви? Конечно, в храм. А светскому человеку куда податься? Наше общество ещё не выработало аналогичной практики для своей секулярной части. Нужно что-то сродни древним театральным мистериям, когда зрители приходят в некий театр-храм-лабораторию не за удовольствием, не для прекрасного времяпровождения. Их влекут другие возможности: пережить катарсис, с помощью актеров обнаружить в себе очистительную «кнопку» и попытаться полечить свои эмоциональные, нравственные и прочие оболочки сознания. В Москве есть подобная экспериментальная площадка. Называется она московский театр «На досках». Обычной театральной публике - привыкшей к развлечениям и удовольствиям - там делать нечего. Смотреть спектакли этого театра можно и нужно много раз. Здесь будет уместно сравнение с прихожанами церкви, которые из года в год ходят в один и тот же храм на одни и те же службы. И если церковь посещают только верующие, то
театр «На досках» приглашает всех взрослых людей.
Давно хотела посмотреть спектакль
«Экзерсисы». И вот моё желание осуществилось. И теперь мне хочется часть своих впечатлений и мыслей выплеснуть на интернетную «бумагу». Спектакль поднимает очень интересную, но мало обсуждаемую тему: человек и инфернальный мир. Разговор на эту тему портит нервную систему, пели в советском водевиле «Трембита» и поэтому тему обходили стороной. Режиссер и актерская группа попытались рассмотреть Человека и зловещую Пустоту на примере произведений Пушкина («Борис Годунов»), Гоголя («Женитьба») и Чехова («Скучная история»).
Мне кажется, что наиболее смело и открыто вопросы Жизни и Смерти, атаки человека нечеловеческими силами, описывают поэты. Наверное, поэтому в спектакль включены стихотворения Тютчева. Мы хорошо помним его ещё со школьной парты, многие стихотворные строчки учили наизусть. Не секрет, что читать поэзию намного сложнее, чем прозаический текст. Поэзия не читается с позиций здравого смысла. Потому что, кроме фактов, в поэтических строках передается дополнительно иррациональное знание. Сколько раз я читала тютчевское стихотворение на смерть Пушкина! А ведь совсем недавно только разглядела фразу «кто слышит пролитую кровь». И то ведь, не сама разглядела, а с подсказки. Пролитую кровь важнее не видеть (это все могут!), важнее ее слышать. «Вражду твою пусть Тот рассудит/ Кто слышит пролитую кровь». Тот, кто слышит кровь, тот, по Тютчеву (и в этом я с ним солидарна), тот имеет право быть Судией. Тот, кто кровь слышит, тот и запах скверны улавливает. Скверны, которая обрушилась на нас с перестройкой. Смрад зловещей Пустоты проник во все наши человеческие органы и вызвал то ли мутацию, то ли отключение датчиков особых чувств. Потому что выживать можно и находясь в смертном состоянии - в облике живых мертвецов. Возможно, включить обратно эти рецепторы смогут стихи. Кстати, в 60-е годы не стихи ли запустили процесс встряски общества?
Что меня смутило и поразило во время спектакля? Возможность смеха во время инфернального присутствия. Черный ветер инферно слегка задувал на сцене и одновременно смешки в зале. Что это значит? Не означает ли это, что у смеявшихся зрителей отключены рецепторы Жизни, что это живые мертвецы? Как ещё можно объяснить сей факт? Смех в зале звучал в конце спектакля, когда по замыслу режиссера сила инфернального зла достигает максимума, сгустилась.
Сейчас в Донбассе проливается кровь. Мы видим ее. Но мы ее не слышим. И поэтому для нас эта боль остается чужой, не мобилизовывает на бой. Наверное, и в годы Великой Отечественной войны солдаты долго не слышали кровь, хотя она лилась рекой. И побеждать стали, когда услышали и почувствовали запах пролитой крови. Помните слова гетевского Мефистофеля, «кровь есть особый сок»? Особый почему? Потому что есть какие-то особые связи с Жизнью и Смертью. По мнению режиссера С.Е.Кургиняна, основной конфликт в современном мире проходит между живыми и мертвыми. Нынешнее буржуазное общество не эксплуатирует, а омертвляет людей. В «игре» мировых элит главный приз составляют не деньги, а души людей. Во время спектакля идет попытка понять, как забирают душу. А значит, можно понять, как сопротивляться этому процессу.