Тема избранничества в романе Томаса Манна «Королевское высочество». Плата за господство

Jan 26, 2016 15:37

На днях норвежской принцессе Ингрид Александре исполнилось 12 лет. В связи с этим событием на всеобщее обозрение были выложены новые официальные фотографии юной наследницы престола. Обратили ли вы внимание, что на вас с фотографии глядит совсем не ребенок? Дети королевских семей отличаются от наших детей. У них нет детства. Будущий монарх обязан быть «королевским высочеством» с пеленок. Это плата за господство. Возможно, современные королевские династии стараются смягчить раннее взросление своих отпрысков. Возможно, ибо власть их в современном мире часто почти формальная. А возможно, я заблуждаюсь. И юные высочества по традиции проходят суровую школу придворной жизни.




Диего Веласкес. Менины (Семья Филиппа IV). 1656. Холст, масло. 318 х 276 см. Музей Прадо, Мадрид

То, что школа жизни при дворе нелегка и несладка, можно заключить, прочитав роман Томаса Манна «Королевское высочество». На первый взгляд кажется, что роман про то, как трудно быть «богом», в нашем случае - принцем. Но такое мнение можно составить, если сосредоточиться только на сюжете. Фабула проста: перед нами классический роман воспитания. Повествование начинается с рождения принца и заканчивается, как в сказках, свадьбой, которая, наконец-то, знаменует вступление «королевского высочества» во взрослую жизнь. Вся жизнь героя романа, принца Клауса-Генриха - это школа, вернее ее суррогат. Потому что по факту героя не учат, а лишь делают вид, что обучают. Коллизия учитель-ученик, как мне показалось, главная в романе. Разве бывает учение без учителя?

Манн через образ учителя Юбербейна транслирует мысль об устройстве общества в виде своеобразной пирамиды, где на отделенной от обывателей верхушке, в когорте особых людей, царит дух. «Дух - это церемониймейстер, который неумолимо настаивает на соблюдении достоинства, больше того - он, собственно, создает достоинство, он исконный враг и благородный противник всяческого гуманного мещанства», - поясняет Юбербейн. К верхушке он относит царствующих особ как «некий идеал. Сосуд, символ». Сюда же он причисляет и себя, в противовес тем, «кому это [духовные запросы] не нужно», «не до зарезу нужно». Термин «пирамида», не фигурирует в романе, но именно такой образ сложился у меня в ходе чтения книги.

У такого построения и деления есть право на существование, но ... ведь Юбербейн замахивается на большее. Он переворачивает всё с ног на голову. Он приписывает человечность, гуманизм, добродушие только мещанскому сектору. Принцу и ему подобным он отказывает в проявлении чувств: «…радости сердечных излияний вообще не для вас…» Таким образом, в картине обществау Юбербейна на одном полюсе бедное духом, но гуманное мещанство. А на другом - отдельные личности, в основу существования которых положен дух (ибо только дух создает достоинство) без гуманистических черт. Но такая социальная конструкция - это схема формы с мертвым содержанием: «Ему [принцу] нечего было делать в повседневной жизни; удался ли ему поклон, милостивое слово, обаятельный и в то же время полный достоинства жест - вот что было важно, вот что имело решающее значение».

И глубоко символично, что Томас Манн вводит в сюжет легенду о пахнущем тленьем розовом кусте, который одиноко растет посреди королевского дворца. Прекрасный куст розы с отвратительным запахом олицетворяет собой королевскую особу - с ее роскошным, респектабельным внешним видом и внутренней пустотой. Кстати, и народ, символически отраженный в гибнущих и вырождающихся лесах «сказочного» герцогства, вырождается вместе с такой элитой.

{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}Роман «Королевское высочество», как и «Будденброки», во многом автобиографичен. Образ невесты принца Иммы Шпёльман срисован с невесты, а впоследствии жены писателя Кати Прингсхайм.




Катя была дочерью миллионера - профессора математики, унаследовавшего свой капитал от родителей и входившего в академическую элиту Германии. Оклад университетского профессора составлял менее 1% дохода с наследства. Хочу поделиться любопытным фактом. Дворец Прингсхайма в Мюнхене на улице Арси,12 с приходом к власти Гитлера был разрушен и на его месте возведен «Дом фюрера», где были подписаны небезызвестные мюнхенские соглашения.



Музыкальный зал во дворце Прингсхайма в Мюнхене

Профессор в силу «неарийского происхождения» был уволен из университета и только бегство из Германии в 1939 году спасло его от смерти. §3 закона «О восстановлении профессионального чиновничества» от 7 апреля 1933 года гласил, что  «государственные служащие неарийского происхождения должны быть отправлены на пенсию». Так в немецкое законодательство вводились расистские формулировки.

А меня уже ждет очередной роман Томаса Манна «Лотта в Веймаре».



советую прочитать, чтение, Томас Манн, элита

Previous post Next post
Up