Click to view
Сегодня я хочу вспомнить советский фильм 1970 года с банальным названием "О любви". Это сейчас такое название выглядит тривиальным. А 40 лет назад оно было говорящим. Понятие любовь тогда не связывалось исключительно с физиологическими или биологическими процессами. Под любовью понималось высшее чувство, его все хотели испытать, все мечтали о нем. Но, на мой взгляд, фильм совсем не о любви. То есть и о любви, конечно, тоже. Но главное - другое. Главное - ощущение времени, его интонация, его пульс, его вопросы-ответы. И режиссеру Михаилу Богину это удалось сделать мастерски. Главный вопрос фильма: зачем живет человек?
И именно на этот вопрос в течение всего фильма отвечают его герои. 2 главных героя и 2 точки зрения. Зритель примеряет на себя оба образа и решает, с кем он, кто ему ближе. Это происходит спонтанно, непроизвольно, само собой. Но обязательно происходит. Есть главная героиня - скульптор Галина. Она олицетворяет собой "моральный облик строителя коммунизма" или 10 божьих заповедей. Для нее страшно потерять "первородство". И есть ее знакомый Митя, цель которого - добыть побольше "чечевичной похлебки". И все остальные герои, даже герои эпизода, разделены именно на эти 2 лагеря. Общество стоит перед выбором: за кем пойти? Это сейчас мы знаем, какой выбор был сделан. А тогда это было совсем неясно. Говорю как очевидец того времени. В 1970 году, когда вышел фильм, я пошла в школу, в первый класс. И могла наблюдать подобный спор двух мировозрений каждый день. По моим ощущениям, в обществе преобладал взгляд Галины. Люди хотели быть чистыми, справедливыми, цельными. Даже если временами они и нарушали моральные законы, то сами себя за это винили в душе, их мучила совесть. Но уже через 10 лет всё поменялось. Я заканчивала школу, когда в обществе властвовали совсем другие приоритеты. Поэтому я могу сказать, что 1970 год - это точка бифуркации, разветвления. Общество могло пойти совсем по другому пути. Но не пошло. Анализировать, почему этого не случилось, можно до морковкина заговения. Поэтому касаться этой темы здесь я не буду.
Вы заметили, что фильм очень немногословный? Герои не бросаются словами, не ведут пустопорожних дискуссий. Они к слову относятся бережно, как к хлебу. И это тоже черта времени. Ныне она утеряна. Мы болтаем,болтаем. Даже не болтаем, а флудим. Нет времени просто подумать, просто хорошо выполнить свою работу. Всё торопимся куда-то, боимся опоздать. И это примета уже нашего нынешнего времени.
Фильм пересмотрела сегодня с друзьми на Киноклубе. После просмотра все участники клуба стали обсуждать, к моему удивлению, сюжет фильма, строить предположения, кого выберет Галина. Меня это поразило. Потому что у меня при просмотре создалось впечатление, что сюжет сам по себе, а фильм живет своей независимой жизнью. Фильм - это сплетение музыки (и какой!), жестов, взглядов, мыслей. И сюжет ---дело десятое. Вот как-то так. Обрывки моих мыслей про фильм "О любви".