«…Что? Вы не найдете
Для развлеченья двести баксин?
Ну что ж, тогда Вы неудачник».
Вот такие строчки, и много-много других можно прочитать на сайте московского
театра «На досках». Посмотрела вчера трагифарс «Я» по первой части повести Ф.М.Достоевского «Записки из подполья». (В нелюбви к Достоевскому на днях
признался очередной либерал.) Все режиссеры, ставившие «Записки из подполья» на сцене, обращались только ко второй части, где есть какой-никакой сюжет. Первую же часть не ставил никто. А ведь именно она - ядро повести, без которого нет смысла трогать вторую часть.
Вот как заявляется спектакль в программке:
«Он погружает зрителя в глубины сознания и подсознания героя, который с предельной беспощадностью осуществляет самоанализ, исповедуется перед зрителем. Текст, построенный Достоевским как монолог, в трактовке театра превращен в многоголосье, полифонию, а сам герой распадается на несколько личностей, находящихся в непримиримом противоречии друг с другом. Эти alter ego героя конфликтуют друг с другом, спорят, доказывают, вышучивают, издеваются. Но это, казалось бы, разорванное сознание оказывается, тем не менее, по-своему цельным и дает зрителю возможность увидеть один из вариантов портрета мыслящего человека не только 19 века, как он был описан Достоевским, но и нашего современника».
Не надо пугаться сложного текста. На самом деле спектакль смотрится на одном дыхании. Скажу честно, я буквально насильно заставила себя пойти именно на эту постановку. Потому что сама повесть Достоевского после прочтения оставила у меня очень тягостное ощущение. А кому же в наше время хочется усугублять и наращивать отрицательные эмоции? Но я просто доверилась выбору труппы театра. Такие самодостаточные и цельные люди не могут предлагать нам что-то ненужное. Не лишне будет сообщить, что все актеры этого театра пишут аналитические и научные работы. (Читай газету
«Суть времени».)
Отбросив сомнения, я взяла билет в Москву и поехала на постановку «Я». Спектакль все мои опасения уничтожил. И по заведенному обычаю после спектакля было обсуждение. Да, у театра «На досках» есть прекрасная традиция: после спектакля идут многочасовые обсуждения со зрителем. Спектр затрагиваемых проблем -
широк. Можно поднимать любые темы. Каждый раз я поражаюсь горизонту проблем у зрителей. Тех, кто знает про существование этого театра и ни разу там не был, мне искренне жаль.
«Театр ничуть
не безделица и вовсе не пустая вещь. Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра», - писал Н.В.Гоголь. Количество подлинных «кафедр» катастрофически уменьшилось за годы перестройки. То есть театры остались, но перестали быть кафедрами, транслирующими «разумное, доброе, вечное». Всё так плохо? Плохо, но ведь надо с этим бороться, что-то этому противопоставлять. Например, сходить в театр. Правильный театр. Который взыскует сложного, который вступил в борьбу с регрессом. Я вас
приглашаю.