Интеллигенция: совесть или позор нации?

May 24, 2015 00:26



Михаил Нестеров (1862-1942)  «Философы» (Портрет П. А. Флоренского и С. Н. Булгакова)
1917 холст, масло, 123 х125 см ГТГ
Сегодня нарушу свою традицию вольных рассказов по картинам советских художников. Совсем чуть-чуть нарушу. Потому что картина, предлагаемая мною как иллюстрация темы,  появилась в первый год существования советской России и к советской живописи вряд ли может быть причислена. Но, безусловно, она  впитала в себя атмосферу, дыхание и ритм той непростой эпохи. На мой взгляд, перед нами очень глубокое полотно. Это одновременно и портрет, и пейзаж, и жанровая картина. А всё вместе представляет воплощение сложного времени вековой давности. Россия, как эти два мыслителя, напряглась в ожидании и раздумье о грядущих днях. Мы вместе с героями картины замираем в напряжении. Так же застыл в напряжении и ХХ век, ошалев от потрясений первой мировой войны. Осмыслить, понять, развить, осознать грандиозность перемен и катаклизмов всегда призывалась интеллигенция. О ней и хочется поговорить.

На картине изображены два интеллигентных человека. Не думаю, что найдется кто-то, отрицающий сей факт. Принято считать, что интеллигенция является совестью нации. Она производит смыслы и ценности. А что происходит, если вдруг смыслы и ценнности резко отменяются? Например, как были они отменены четверть века назад во время безумного разгула Перестройки. У меня только один ответ:  тогда интеллигенция заболевает шизофренией. То есть раздвоением сознания. И вот уже она в лице журналистки Татьяны Александровой строчит донос жалуется депутатам петербургского Законодательного Собрания на школьную стенгазету «Шаги истории».  С негодованием сообщает депутатам, что вдруг разглядела в издателях скромной школьной стенгазеты совесть нации, способную производить и смыслы, и ценности. Способную их производить и передавать нашим детям.

Одновременно другой представитель интеллигенции, депутат ЗакСа Марина Шишкина, в «лучших» традициях постмодернизма комментирует содержание этой детской стенгазеты. Комментирует не содержание (что нормально!), а интерпретацию содержания некими СМИ. Как истинный интеллигент, она встает на защиту «оскорбленных и униженных» кулаков, заявляя:  «Классу "кулаков" там [в стенгазете] дали и вовсе бескомпромиссную оценку. Кулак, мол, -  это зажиточный крестьянин, притесняющий своих обедневших односельчан». Воистину госпожа-депутат забыла, что синонимом слова «кулак» явлется само за себя говорящее слово «мироед». Далее идет цепная реакция в среде прочей духовно кастрированной интеллигенции. Ибо нужно затравить, оболгать, запретить нарождающуюся новую «совесть нации». Но в защиту встают три сотни представителей той настоящей интеллигенции, которые ещё чувствуют ответственность за состояние умов подрастающего поколения.

Наша интеллигенция больна. Больна давно, Больна тотально.  Из совести нации она превратилась в ее позор. Особо «продвинутые» слои интеллигенции договорились до  того, что нет нынче в России интеллигентов. Оказывается, вымерли они все, как класс, так как стали никому не нужны. Подтасовывая и манипулируя социологическими исследованиями, подобное заключение выдал «Левада-Центр». «К нынешнему времени весь этот круг довольно туманных, внутренне плохо согласованных и противоречивых значений, вызываемых понятием «интеллигенция», стал еще более неопределенным. Может быть, даже неопределимым, поскольку совершенно не ясно, кому его нужно определять и зачем».

В картине настоящего художника обязательно отражается тема Жизни. Это глубокая, метафизическая тема. Ее проработка в замысле художника говорит о том, что перед нами талант, а не ремесленник. Вот и в этой картине прорисованы две компоненты жизни. Жизнь как движение - в виде вечного пути странников. И жизнь как раздумье, вечный поиск - в изображении самих мыслителей. Россия жива, пока в ней не перевелись мыслители и те, кто сгенерированные мысли способен вбивать в жизнь. Наша интеллигенция раскололась. Есть  живые мертвецы, которые по привычке пыжатся изобразить из себя интеллигентов, но в душе своей давно поселили ледяную стужу равнодушия, безразличия и эгоизма. И есть живые неугомонные люди, чувствующие ответственность за  страну, за детей, за сохранение человеческих ценностей. Именно они спасут Россию. С моей и Вашей помощью.

Шаги истории, газета, культура, креаклы, культурная война, живопись, феномены

Previous post Next post
Up