Попков В.Е. «Хороший человек была бабка Анисья» холст, темпера, 285 х 345, 1973 ГТГ
Наверное, приближающаяся Пасха навевает на меня печально-философские раздумья. А может, книга Канетти «Масса и власть», которую сейчас читаю-осваиваю. Но по факту имею результат: созерцание картины на тему кладбища. Так как я предпочитаю рассматривать в своем ЖЖ живопись советского времени (это моя позиция,
цикл очерков про феномены уже есть), то с выбором картины не было особых проблем. Потому что произведений на эту тему в советской живописи «с гулькин нос». Выбор очень невелик. Но имеющиеся экземпляры впечатляют.
Стоит задуматься, почему тема умирания, тема обычной, не героической смерти мало отражена в живописи советской эпохи. Сей факт тоже можно считать феноменом.
Наверное, таким образом демонстрировалось нежелание умирать буднично, рядовым образом. Возможно, подспудно хотелось убедить человека в его бессмертии и если заводить разговор о смерти, то только о смерти особой, вызывающей уважение и преклонение, о смерти-подвиге. Художники хотели сказать, что если ты не посвятил свою жизнь служению великому делу (служению науке, революции, искусству etc.), то и умирать тебе стыдно. Тема рядовой, будничной смерти и похорон была не в почете в советское время. Была почти неприличной. Зато как эта тема расцвела в постсоветскую эпоху! Как много людей при жизни
превратились в мертвецов!
Картина очень выразительная, богатая деталями. Точно отражающая свою эпоху. Стоит только внимательно в нее вглядеться. Вообще, на любую картину нужно смотреть долго, ждать, когда она заговорит. Кстати, это не всегда случается. Есть картины-молчуны, которые мало с кем хотят вести беседу. Это же полотно совсем другое. Хотя показанный сюжет не предполагает многословия, картина очень говорливая. О многом может поведать. О многом сообщить. Например, что деревенька не богата на мужиков. Пришел только, как предполагаю, председатель колхоза, паренек, что на дереве, да ребенок. Типичная ситуация для 70-х годов XX века. Молодежь в виде стайки девушек расположилась в сторонке, девчата любое событие воспринимают как возможность выйти в свет, покрасоваться, продемонстрировать обновку. Я прямо слышу их щебетание. Основные же персонажи картины - это простые русские женщины, типичные некрасовские женщины, каждая из которых «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Они состарились, но они именно такие. Оставившие за своими плечами тяжелую войну и годы послевоеного лихолетья. Они знают, что и за ними в скором времени придет смерть. Но они ее не боятся. Она им не страшна. Они только скорбят и печалятся, что смерть украла у них их «товарку».
Хочется обратить внимание, что хотя на картине нет никаких религиозных символов (церкви, крестов, священников), картина насквозь пропитана духовным настроением. Мне кажется, что среди женщин парят ангелы, и слышится церковное песнопение. Вот такой была жизнь: аскетичная скромность церемоний и обрядов компенсировалась красотой природы и духовным богатством людей, населяющих страну. Кладбища обладают притягательной силой. Печаль перемешивается с чувством довольства, что ты сам живой. На кладбище мы никогда не суетимся, забываем про сумасшедший ритм жизни. Как будто на территории погоста выпадаем из времени. А эта картина из времени не выпала, она его обнажила.