Феномен - 3

Jan 23, 2015 13:50



Роман Леонидович Подобедов  «Начальник железной дороги» 1967

Время идет по планете и оставляет на ней свои отпечатки в виде произведений искусства, заводов, плотин, зданий. По ним мы судим о прошедшей эпохе. Сравниваем себя с далекими предками, сверяем себя по ним. Потому что мы люди. Мы создаем новый мир. А строить новый мир без опоры на фундамент - нельзя. Я хочу показать, как можно почувствовать запах эпохи, на примере картин советских художников.

Об эпохе могут поведать не только жанровые картины, но и портрет. Эта картина выбрана мною наугад. Подобных портретов того времени много. Попробую из этого полотна вытащить на поверхность дух эпохи, ее смысл, настроение, суть. Поиск проявлений высшего смысла в бытовых зарисовках  (именно такие проявления называются феноменами в философии) - увлекательное занятие.

Важное открытие, которое я сделала, глядя на это полотно, состоит в том, что люди советской эпохи - это не Марьиванны и Петрмихалычи. Это люди-дела́. Человек предсталяет интерес (или считается человеком) только при условии, что он что-то создает. Эту мысль в стихотворной форме хорошо передает Евтушенко :

Да, юность, мальчик мой, невозвратима,
Но посмотри в окно: там есть плотина?
И,значит, я на свете тоже есть.

Вот это измерение себя в делах, в работе - принцип того времени. Нет за тобой реальных дел, поступков, ответов на вызовы - тебя нет. Такой подход  очень отличается от сегодняшнего взгляда на жизнь. Сегодня жизнью считается сам факт биологического существования человеческой особи. Именно особи. Потому что среди них людей - не так и много. Другой подход к теме человека - и соответственно совсем другая окружающая его среда. На нашей картине - железнодорожник. Мы не знаем его имени-отчества. Мы видим не портрет конкретного человека, а портрет человека труда. Которому есть чем гордиться, есть что взвесить на весах добра и зла.

Я уже ранее коснулась темы аскетизма. Глядя на эту картину, тоже можно отметить, что в целом обстановка спартанская. Но всё же очень трогательно звучат (именно звучат) цветы на столе. Они как бы стремятся удержать баланс, не давая картине превратиться в «портрет на Доску почета». Вымпел на стене пытается превратить картину в плакат. Но букет на столе отбивает эту атаку, уравновешивает призывную готовность к труду с жизнью обычного человека. Суровость военного кителя гасится позой сцепленных на коленях рук. И такие контрасты, мини-конфликты - повсюду. Например, контраст цвета. Художник обыгрывает два цвета - красный и синий. В картине практически нет других цветов. А ведь контраст красного цвета с синим - самый сильный, самый драматический контраст в живописи. Вспомните одеяние Христа. Христос - наверное, самая драматическая фигура в истории. И изображают его исключительно в красно-синем одеянии - красный хитон и синяя накидка. Вот такая цветовая аллюзия.

Нельзя на картины смотреть равнодушно, стеклянным слепым взглядом. Они ведь и создаются для того, чтобы нам сказать что-то, разбудить в нас новые чувства. Советская эпоха ушла, мы живем совсем в другом мире. На мой взгляд - мире скверном. Но констатации скверности - мало, надо мир преобразовывать, улучшать. А для этого нужно всматриваться в прошедшие эпохи, изучать их и впечатывать в жизнь новыми делами человеческие ценности. Портрет железнодорожника подсказывает нам, что в жизни нужно обязательно быть творцом, созидателем. Французский поэт Шарль Бодлер сравнивал картины подлинных мастеров  с маяками. Конечно, не все художники - гении. Но посыл метафоры понятен: каждый художник - свет, помогающий нам не заблудиться. Кто-то маяк, кто-то обычный фонарик или пламя свечи. В любом случае - это сигнал для нас.

Тысячекратный зов, на сменах повторенный;
Сигнал, рассыпанный из тысячи рожков:
Над тысячью твердынь маяк воспламененный;
Из пущи темной клич потерянных ловцов!

Вот так, неожиданно, портрет советского железнодорожника соединился с французским поэтом, в очередной раз доказывая, как тесно всё переплетено в жизни.

СССР, художник, культура, труд, портрет, живопись, феномены

Previous post Next post
Up