Оказывается, кое-кто из священников русской армии летом 1917 года выбрал сторону трудящегося народа. Но большинство собратьев их не поддержало
( Read more... )
А вот ещё о священниках-большевиках из книги Василия Григорьевича Яковенко «Записки партизана»:
Среди вопросов, которым штаб уделял много внимания, не последнее место занимали вопросы политико-просветительной деятельности и пропаганды. Во главе этой отрасли работы был поставлен бывш. Священник т. Вашкорин, который хотя официально и не снял сана, но состоял в партии с 1917 г. В круг деятельности нашего политотдела входило проведение агитационных кампаний среди местного населения, издание своего печатного органа, ведение антирелигиозной пропаганды, руководство и наблюдение за функционировавшей школьной сетью. К вопросам антирелигиозной пропаганды штаб подходил чрезвычайно осторожно, так как не только среди местного гражданского населения, но и среди активных партизан эти предрассудки были еще очень сильны, и обострение постановки религиозного вопроса могло отрицательно отразиться на самом движении. Там, где население настойчиво требовало выполнения церковных треб и обрядов, таковые нашим заведующим политотделом выполнялись. В это время можно было наблюдать такие сценки: приехавшего с агитационными целями заведующего политотделом население настойчиво просит выполнить тот или иной обряд. Он же начинает их убеждать в полной ненужности этого, убеждает их в ложности учения о боге, словом, ведет усиленную антирелигиозную пропаганду. Бывало так, что никакие убеждения на крестьян не действовали и тогда он тут же облачался в рясу и исполнял просимую требу, крестил ребятишек или ходил с крещенской водой, с постными молитвами. Бывало и так, что родственники убитого в бою партизана просили устройства похорон по церковному обряду. Приходилось и в этом случае идти на уступки. И наш зав. политотделом опять облачался в рясу. Обыкновенно такие похороны разделялись на две идущие за гробом партии. Одна с церковным пением во главе со священником, а другая с красными знаменами и с пением революционных песен. Наш батя, кончив петь духовное, с энтузиазмом присоединялся к пению революционных песен. Такими уступками религиозным предрассудкам мы предупреждали возможность развития антагонизма между армией и мирным населением.
Среди вопросов, которым штаб уделял много внимания, не последнее место занимали вопросы политико-просветительной деятельности и пропаганды.
Во главе этой отрасли работы был поставлен бывш. Священник т. Вашкорин, который хотя официально и не снял сана, но состоял в партии с 1917 г.
В круг деятельности нашего политотдела входило проведение агитационных кампаний среди местного населения, издание своего печатного органа, ведение антирелигиозной пропаганды, руководство и наблюдение за функционировавшей школьной сетью.
К вопросам антирелигиозной пропаганды штаб подходил чрезвычайно осторожно, так как не только среди местного гражданского населения, но и среди активных партизан эти предрассудки были еще очень сильны, и обострение постановки религиозного вопроса могло отрицательно отразиться на самом движении.
Там, где население настойчиво требовало выполнения церковных треб и обрядов, таковые нашим заведующим политотделом выполнялись.
В это время можно было наблюдать такие сценки: приехавшего с агитационными целями заведующего политотделом население настойчиво просит выполнить тот или иной обряд. Он же начинает их убеждать в полной ненужности этого, убеждает их в ложности учения о боге, словом, ведет усиленную антирелигиозную пропаганду.
Бывало так, что никакие убеждения на крестьян не действовали и тогда он тут же облачался в рясу и исполнял просимую требу, крестил ребятишек или ходил с крещенской водой, с постными молитвами.
Бывало и так, что родственники убитого в бою партизана просили устройства похорон по церковному обряду. Приходилось и в этом случае идти на уступки. И наш зав. политотделом опять облачался в рясу. Обыкновенно такие похороны разделялись на две идущие за гробом партии. Одна с церковным пением во главе со священником, а другая с красными знаменами и с пением революционных песен. Наш батя, кончив петь духовное, с энтузиазмом присоединялся к пению революционных песен.
Такими уступками религиозным предрассудкам мы предупреждали возможность развития антагонизма между армией и мирным населением.
Reply
Leave a comment