Количество записей на сайте исторических ошибок и фальшивок
«ИстЛяп» потихоньку достигло знаковой цифры 1000.
Один из последних добавленных «ляпов» рассматривает вопрос об участии большевиков в Февральской революции:
https://istlyap.ru/bolsheviki-ne-svergali-monarhiyu-2/ Данилин Павел Викторович:
Красные не свергали монархию. Это сделали будущие белые.
Запись в блоге, 17 сентября 2020 г.
Роль большевиков в свержении Николая II не слишком велика, но петроградские активисты и руководящие работой в стране члены Русского бюро Центрального Комитета партии активно участвовали в уличных выступлениях и где возможно возглавляли их. Член Русского бюро и будущий народный комиссар труда Александр Шляпников 25 февраля 1917 года сообщал в ЦК:
«С 23-го пополудни мы переживаем большие события. В связи с женским днём на некоторых заводах были организованы митинги. Закончилось забастовками в Выборгском районе, оттуда перешли в Центр на Петербургскую сторону и т.д. К этому времени был закрыт, в связи с экономической забастовкой и митинговыми кампаниями, Путиловский завод. Рабочие Путиловского завода обратились за помощью к организации. К этому же времени требования (недостаток хлеба) достигли необыкновенной остроты, и всё это отразилось на настроении рабочих кругов. В пятницу стачка приняла ещё бóльшие размеры, частично бастовал Трамвай. Утром были крупные демонстрации рабочих (в 11 часов на Выборгской стороне шло в город до 50 тыс. рабочих). В различных частях города демонстрации были в продолжение всего дня. Днём и к вечеру большие митинги по всему городу и даже в различных частях Невского. В субботу стачка распространилась на весь промышленный Питер. С полудня стал Трамвай. Днём демонстрации на Невском, у Казанского Собора и Знаменской площади. Были столкновения с полицией и учебными войсковыми командами. Убитых насчитывают десятками. Собиралась городская дума, высказалась за необходимость свободы печати, слова и собраний, а также выборов в предполагаемые рабочие комиссии по продовольственному вопросу. На призыв организации идти в город к Казанской площади откликнулся весь рабочий и демократический Питер. Во всех переулках стоят войска. Время от времени раздаются залпы вдоль Невского у Знаменской площади и других местах» (РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 1. Д. 1929. Л. 1-1об).
Другие большевики действовали не менее активно. Известный исследователь русского революционного движения, доктор исторических наук Игорь Лейберов в работе «На штурм самодержавия: Петроградский пролетариат в годы первой мировой войны и Февральской революции (июль 1914 - март 1917 г.)» писал:
«В утренние часы на Петроградской стороне (в районе Лицейской улицы) спешно собралась группа членов ПК РСДРП и Выборгского районного комитета (П.А. Залуцкий, И.Д. Чугурин - от ПК, В.Н. Каюров, Н.Ф. Свешников, И.П. Жуков). Решено было установить немедленную связь с солдатскими казармами, с Бюро ЦК и просить его выпустить короткую листовку с призывом к продолжению революционной борьбы, переводу её в вооружённое восстание. В выпущенной тогда же листовке говорилось: «Необходимо свергнуть эту (царскую) власть! Настало время решительной борьбы! Всеобщая всероссийская стачка - наше главное оружие. Для борьбы с конными и пешими палачами народа нам должны помочь наши друзья всех родов оружия. Пусть солдаты, наши братья и дети, идут в наши ряды с оружием в руках. Тогда пробьёт последний час романовской монархии!» Листовка правильно называла в качестве вооружённой силы революции солдатские массы, но в то же время ещё не призывала рабочих к овладению оружием. Член ПК РСДРП И.Д. Чугурин принял меры к напечатанию листовки, её распространению.
В течение первой половины дня 27 февраля подавляющая масса выборжцев находилась в пределах центральной части Выборгской стороны, её осевой магистрали - Большого Сампсониевского проспекта и близлежащих улиц. Основное внимание Руководящий большевистский центр обращал на массовое вооружение рабочих. Поэтому в ночь на 27 февраля группа боевиков-айвазовцев под руководством И.Д. Чугурина в районе Лесного проспекта захватила крупный воинский цейхгауз с оружием и начала вооружать рабочих.
В 10-11 часов утра объединённые группы рабочих заводов «Феникс», Розенкранца, Металлического захватили Петроградский патронный завод (Тихвинская, д. № 17-19) с имевшимися там большими складами боеприпасов. Их действия были поддержаны группой рабочих-патронников во главе с большевиком, членом партии с 1904 г. Ф.З. Евсеевым. Одновременно рабочие овладели и оружейными складами (винтовки, патроны) на трубочном заводе общества «Промет» (Тихвинская, дом № 13). Находившиеся в районе Тихвинской и Симбирской улиц, Безбородкина проспекта солдатские патрули не оказали рабочим сопротивления. По инициативе большевиков А.П. Тайми и И.А. Рахья у складов с боеприпасами на Патронном заводе была выставлена вооружённая охрана. Патроны со складов выдавались только восставшим рабочим. Большие партии патронов с завода были переброшены на автомобилях в другие районы Петрограда. Началось вооружение пролетариев Выборгской стороны. С этого момента действия восставших приобретают более наступательный и решительный характер.
К полудню после короткой перестрелки с городовыми восставшие рабочие при поддержке роты солдат-волынцев овладели на Тихвинской улице, 12, зданием 1-го Сампсониевского полицейского участка Выборгского района. Тогда же рабочие и солдаты, возглавляемые М.И. Калининым, захватили здание Финляндского вокзала, предварительно разоружив охрану. Первый столичный вокзал перешёл в руки восставших выборжцев. На вокзале была организована боевая дружина из железнодорожников. Дружина при поддержке рабочих-выборжцев и революционных солдат приостановила движение железнодорожных составов на линии Петроград - Выборг - Гельсингфорс и тем самым ликвидировала возможность переброски контрреволюционных войск в столицу из Финляндии…
К часу дня революционные рабочие и солдаты окружили огромное крестообразное здание петроградской политической одиночной тюрьмы «Кресты» со стороны Пироговской набережной и Симбирской улицы. В «Крестах» томилось 2400 заключённых, среди которых было несколько десятков активных работников большевистской организации, а также партийных группировок межрайонцев, левых эсеров, меньшевиков-интернационалистов. Сломив сопротивление тюремной стражи, лавина восставших ворвалась в тюрьму. Большевик-путиловец Ф.А. Лемешев вспоминает: «Политические заключённые, взрослые люди, как дети плакали и целовались друг с другом. Около тюрьмы был устроен летучий митинг. Выпущенные из тюрьмы политические присоединились к солдатам и рабочим». Из «Крестов» была освобождена большая группа большевиков: В.В. Шмидт, В.Н. Залежский, Н.К. Антипов, С.Я. Багдатьев, С.Г. Рошаль, К.Н. Блохин - члены ПК РСДРП, выборжцы И.Ф. Кодацкий, Н.П. Комаров, Н.Ф. Быстров, Г.Н. Пылаев, путиловцы Ф.А. Лемешев, Л.М. Тарасова и многие другие.
Освобождённые большевики в арестантской одежде направились в различные районы столицы для руководства вооружённой борьбой восставшего народа. В районе завода «Новый Арсенал» секретарь ПК РСДРП В.В. Шмидт принял участие в вооружении рабочих-выборжцев. Путиловец Ф.А. Лемешев с группой рабочих направился к казармам лейб-гвардии гренадёрского полка на Большую Вульфову улицу (Петроградская сторона), чтобы привлечь солдат на сторону восставших. И.Ф. Кодацкий в числе выборжцев по льду Большой Невки переправился на Петроградскую сторону и вместе с солдатом-большевиком Г.В. Елиным принял участие в выводе на улицы солдат запасного автомобильного бронедивизиона. Член Русского бюро ЦК и ПК РСДРП В.Н. Залежский организовал из рабочих-выборжцев и группы солдат боевую дружину, во главе которой принял участие в сражениях с полицией и жандармерией на Выборгской стороне. Так же поступили десятки других освобождённых большевиков, пролетариев-активистов».