Поскольку под моим старым сообщением 11-летней давности, в котором приводился текст приказа, регламентирующего посещение юнкерами публичного дома, вновь началась дискуссия, стоит его обновить. Заодно кое что добавив.
Итак, в газете «Русский Врач» №46 за 1903 год в разделе «Отчёты из врачебных и других учёных обществ» на с.1643-1644 опубликован отчёт о заседании Русского сифилидологического и дерматологического общества от 27 сентября 1903 года. Вот его сканы:
с.1643 с.1644 Начало я пропущу, а вот в самом конце 1643-й страницы начинается замечательное:
Л.Я. Якобзон. Какими мерами следует бороться с распространением венерических болезней среди учащихся? (см. выше, №43, стр.1509).
А.Д. Абутков, указав на крайнюю шаткость цифровых выводов о больных вообще, а о венерических в особенности, заметил, что предложение проповеди полового воздержания, особенно в возрасте наибольшего напряжения полового чувства, каковым и является возраст учащихся, едва ли может рассчитывать на признание его даже благим пожеланием.
Ч. пр. П.П. Абрамычев оттенил крайне неправильные воззрения в обществе на половые отправления вообще.
М.П. Гундоров заметил, что в суждениях о благоприятном воздействии тех или других мероприятий, которые имеют задачей ограничение половых болезней и проведение в жизнь
[конец 1643-й страницы]
[с.1644]
которых далеко не всегда возможно, должно основывать свои выводы на более длительных и тщательных наблюдениях, чем приведённые докладчиком, и что предложение проповеди полового воздержания при современном строе жизни едва ли может иметь какие-либо результаты.
Ч. пр. Е.Ф. Фридман напомнил, что на 1-м Съезде сифилидологов проф. В.М. Тарновский приводил родовитую молодёжь Англии как образец воспитания в половом воздержании.
Проф. А.Г. Полотебнов заметил, что на таковое воздержание не может, конечно, не иметь влияния то большое внимание, которое обращается в среде этой молодёжи на её физические развитие, но вместе с тем нельзя не признать, что нигде не развито лицемерие так, как в среде этой же родовитой молодёжи, нередко обнаруживающей к тому же заметные признаки вырождения.
Л.П. Шафир, признавая вполне полезным ознакомить общество тем или другим путём с опасностью и вредом внебрачных половых сношений, высказал сомнение в необходимости учреждать новое Общество для борьбы с половыми болезнями.
З.Я. Ельцина указала, что ей, как врачу-женщине приходилось наблюдать, какой предмет забот составляло у некоторых чадолюбивых матерей наступление возраста половой зрелости у их детей, и как они старались обставить своих сыновей в этом случае, входя в соглашение с прислугой, лично осматривая её и устраивая у себя в квартире почти тот же публичный дом. Поэтому, помимо всяких других мероприятий, следует ещё оказать влияние и на матерей разъяснением их излишней заботливости в этом направлении и указанием на никем ещё не установленный факт губительного влияния воздержания от внебрачных половых сношений на общее здоровье.
Проф. А.Г. Полотебнов для наглядного представления о том, до чего может доходить заботливость об упорядочении внебрачных половых сношений в периоде половой зрелости под знаменем сохранения здоровья, предложил прочесть доставленный ему документ, как нельзя лучше обрисовывающий общественное воззрение на этот счёт.
Секретарь Л.П. Шафир прочёл следующий: «Приказ по NN Училищу 18 февраля 1890 г. №...».
(Представленный документ настолько характерен, что я привожу его здесь без пропусков. - А.Гарин)
Дабы обезопасить юнкеров от заразы сифилисом при половых отправлениях, устанавливается следующее:
1. Для посещения юнкерами мною избран дом терпимости №№.
2. Дни посещения назначаются: понедельник, вторник и четверг.
3. Для посещений этих устанавливается очередь взводная, т.е. напр., во вторник очередь 1-го взвода 1-го эскадрона, в четверг 1-го взвода 2-го эскадр., в понедельник 2-ой взвод 1-го эскадр., во вторник 2-ой взвод 2-го эскадр. и т.д. Но в случае, если желающих во взводе слишком много, то взводный унтер-офицер обязан установить между ними очередь. Если же желающих от данного взвода окажется меньше возможного для посещения, то вызываются очередные из следующего взвода своего эскадрона, а если и там не хватит, то из следующего взвода и т.д.; так, напр., если очередь идти 3-му взводу, то при недохватке он вызывает очередных 4-го взвода, а затем 1-го взвода и т.д. Очередь между взводами наблюдают вахмистра.
4. В дни, указанные для посещения, от 3 до 5 час. по полудни, врач Училища предварительно осматривает женщин этого дома, где затем оставляет фельдшера, который обязан наблюдать: а) чтобы после осмотра врача до 7 час. вечера никто посторонний не употреблял этих женщин; б) чтобы юнкера не употребляли неосмотренных женщин или признанных нездоровыми; в) осматривать члены юнкеров до сношения с женщинами и отнюдь не допускать к этому больных юнкеров и г) предлагать юнкерам после совокупления немедленно омовение члена жидкостью, составленной для этого врачом Училища. Квартермистру Училища озаботиться, дабы для данных поездок для врача отпускалось казённая повозка.
5. Вместе с врачом отправляется взводный унтер-офицер очередного взвода. По окончании осмотра он возвращается в Училище и докладывает дежурному офицеру, сколько юнкеров могут сегодня посетить дом №№, считая на каждую допущенную врачом для совокупления женщину по 3 юнкера.
6. Получив это сведение, дежурный офицер приказывает ему приготовить тотчас после обеда команду указанной численности, имеющих желание совокупляться. Начальником этой команды должен быть взводный унтер-офицер очередного взвода, который и отвечает вполне за соблюдение указанных правил и вообще порядка в команде. Он обязан оказывать полное содействие фельдшеру в осмотре и омовении членов юнкеров, в чём все они обязаны подчиняться требованиям Начальника команды.
7. Команда употребителей, одетая по отпускному, увольняется дежурным офицером лично. Следовать в дом терпимости команда может врознь, но возвращаться должны все вместе и не позже 7 1/4 часа веч. Дежурный офицер, приняв команду, тоже обязан осмотреть всех лично и принять доклад фельдшера о благополучии совокуплений.
8. Юнкера не могут посещать другие дома терпимости, кроме №№, и вообще никуда не отлучаться, за что отвечает начальник команды.
9. Также юнкера во всё время отпуска для совокупления обязаны соблюдать порядок и тишину.
10. Всякие недоразумения в доме терпимости с женщинами устраняются взводным унтер-офицером, который по возвращении докладывает дежурному офицеру.
11. По моему уговору с хозяйкой дома во время осмотра врачом до 7 час. веч. и до ухода юнкеров посторонние лица в дом не допускаются, а потому в случае появления таковых не должно вступать с ними в переговоры, а доложить потом дежурному офицеру и мне.
12. Плата за визит устанавливается 1 р. 25 к. и при том допускается за эти деньги совокупиться только 1 раз и в течении не более 1/2-часа времени.
13. Расчёт юнкера ведут сами. При этом они должны помнить, что более позорного долга, как в доме терпимости, не существует.
14. Установленные мною мероприятия должны вызвать у юнкеров не только сочувствие, но и ... всестороннюю поддержку, ибо они не могут не понимать, что это устанавливается только для личной их пользы к уменьшению числа несчастных жертв заражения их половых членов на всю жизнь. Кроме того, юнкера должны помнить и то, что дальнейшее заражение их этими болезнями вынудит меня принять против таких юнкеров строгие меры и удалять из Училища.
Примечание: настоящие правила начать применять со вторника 20-го февраля.
Подлинный подписал: NN.
С подлинным верно: NN.
P.S. Об этом же приказе сообщает в своей книге «Старая армия» А.И. Деникин:
http://militera.lib.ru/memo/russian/denikin_ai4/07.htmlВ одном из юнкерских кавалерийских училищ начальство смотрело на дело проще. Юнкеров водили в публичный дом, как в баню, «повзводно», после предварительного медицинского осмотра женщин.
P.P.S. Автор биографии Маннергейма из серии ЖЗЛ Л.В. Власов утверждает, будто дело происходило во время учёбы Маннергейма в Николаевском кавалерийском училище:
https://www.litmir.me/br/?b=197345&p=51888-1889 годы были «урожайными» по количеству юнкеров, получивших венерические заболевания. Расходы на лечение росли. И тогда дисциплинарный комитет училища подготовил, а генерал Бильдерлинг подписал приказ о посещении юнкерами публичного дома, который располагался недалеко от учебного заведения. Были установлены дни посещений и создана, под строгим контролем врачей, взводная очередь. Отделению, которым командовал Маннергейм, выделялся вторник с 16.30. Все другие публичные дома посещать юнкерам было запрещено.