Mar 11, 2021 21:33
Из военного быта
Лет пять тому назад последовало распоряжение, которым запрещалось нижним чинам, кроме подпрапорщиков и юнкеров, ездить на «конках» иначе, как на империале.
В Петербурге, где почти все конки с «верхом», не происходит большого неудобства. Но не так обстоит дело в тех городах, где конно-железнодорожные вагоны не имеют империалов. Даже в Москве, где расстояния вообще громадны, многие и очень длинные линии недоступны для солдат, например, от Таганки через Смоленский рынок до Сухаревой башни, что составляет около 12 вёрст. Хоть и есть деньги в кармане, а шагай вдоль рельсов!
С наступающей весны от «Ходынки», где стоит лагерем московский гарнизон, до города, вероятно, будет действовать вместо существующей конки трамвай и без империала. Поэтому и эта линия, очень важная, будет потеряна для нижних чинов.
Теперь многие города заводят у себя электрическую тягу, и является сам собою вопрос: удобно ли запрещать солдатам пользование подобным невинным благом цивилизации. Запрещение ездить солдатам в вагоне конечно вызвано требованиями дисциплины, но ведь, если так вредно для субординации сидеть нижнему чину на одной лавочке с офицером, то можно разрешить людям становиться на передней площадке, которой вообще никогда не пользуются офицеры.
Тогда дисциплина нисколько не пострадает, а солдат не будет лишён в сущности очень скромного права пользоваться усовершенствованными и дешёвыми способами передвижения наравне с прочими гражданами.
Центурион
(Центурион. Из военного быта // Разведчик. 1899, 13 апреля. № 443. С.331-332)
армия,
социальное неравенство,
потерянная Россия