Вступление России в ВТО - глупость или измена?

Jan 10, 2018 00:02

В своё время нас уверяли, будто вступление РФ в ВТО позволит снять ограничения на экспорт российских товаров:

Перспективы успешного оспаривания барьеров в отношении российской металлургической продукции в Органе по разрешению споров ВТО после присоединения России к организации в сочетании с экспортной ориентацией российской металлургии стали основанием для ряда прогнозов о том, что присоединение к ВТО в перспективе окажет положительное влияние на отрасль.

Так, в исследовании, проведенном еще до присоединения России к ВТО с использованием гравитационной модели международной торговли было показано, что в 1995-2002 гг. фактический экспорт в страны-члены ВТО, в том числе в страны ЕС, из России был примерно на 30% ниже, чем предсказываемый моделью. При этом, по мнению авторов исследования, одной из основных причин такого отклонения являются торговые ограничения со стороны стран-членов ВТО, распространяющиеся, в первую очередь, на сталь и минеральные удобрения, снятие которых может привести к существенному увеличению экспорта [1].

Увеличение объемов экспорта черной и цветной металлургии «при прочих равных» после вступления в ВТО прогнозировалось исследовательской группой Всемирного Банка по результатам исследования, проведенного в 2007 г. с использованием модели общего равновесия [2], а также в непосред­ственно предшествовавшем присоединению России к ВТО исследовании ЦЭФИР РЭШ в 2012 году, в рамках которого был предсказан ожидаемый рост производства в черной и цветной металлургии в долгосрочном периоде за счет расширения экспорта на 3,6% и 14,4% соответственно [3].

Ну вот, вступили. И что имеем:

В отношении холоднокатаного листового проката из России в ЕС, введены дифференцированные антидемпинговые пошлины в зависимости от производителя: для ОАО «ММК» в размере 18,7%, для ПАО «Северсталь» в размере 34,1%, для остальных производителей в размере 36,1%. Также в отношении трансформаторной стали всех российских производителей, по которой также отдельно отмечено устойчивое выявленное конкурентное преимущество (код товарной группы 7225), в ЕС введена антидемпинговая пошлина в размере 21,6%. С 7 июля 2016 г. в ЕС также инициировано антидемпинговое расследование в отношении горячекатаного проката из России.

Применение указанных антидемпинговых пошлин со стороны ЕС связано с использованием механизма так называемых энергетических корректировок - особой практики расчета демпинговой маржи органами ЕС, при которой используются не реальные показатели себестоимости производства российских предприятий, а искусственно сконструированные с учетом тарифов на электроэнергию, применяющихся в ЕС, а не в России.

Несмотря на то, что в соответствии со статьей 2.2.1 Соглашения о применении статьи VI Генерального соглашения о тарифах и торговле в ходе антидемпингового расследования себестоимость товара должна рассчитываться на основании данных бухгалтерской отчетности производителя (при ее наличии), регламент ЕС № 1225/2009 допускает корректировку данных о себестоимости на основании информации о других производителях как в той же стране, так и на других «репрезентативных рынках».

Благодаря этой норме при проведении антидемпинговых расследований в отношении российской продукции, в особенности - энергоемкой, уполномоченные органы ЕС получили возможность объявить более низкие цены на электроэнергию в России по сравнению с ЕС «искусственно занижаемыми» и не соответствующими уровню «репрезентативных рынков», что, в свою очередь, является, по мнению органов ЕС, достаточным основанием для использования искусственно моделируемого уровня издержек в антидемпинговых расследованиях.

Необходимо отметить, что практика ЕС по использованию энергетических корректировок в антидемпинговых расследованиях не только неоднозначна с точки зрения соответствия нормам ВТО, но и по своему смыслу противоречит фундаментальным основам международного разделения труда. Поскольку Россия обладает избыточным объемом энергетических ресурсов, более низкие по сравнению с энергодефицитными странами внутрироссийские цены на энергоносители или электроэнергию не только являются закономерными, но и отражают естественное конкурентное преимущество России на мировом рынке, которое в наибольшей степени проявляется в энергоемких отраслях, в том числе в металлургии. Политика ЕС по данному вопросу, в свою очередь, направлена фактически на использование таможенных пошлин в целях устранения естественных конкурентных преимуществ отдельных стран (в данном случае - России), что само по себе подрывает экономические основы международной торговли в целом и является опасным прецедентом в практике торговой политики.

На сегодняшний день Россия подала уже три жалобы в Орган по разрешению споров ВТО по вопросу применения энергокорректировок. По первым двум жалобам, поданным 23 декабря 2013 года и 7 мая 2015 года по факту применения энергокорректировок при антидемпинговых расследованиях в отношении нитрата аммония и стальных труб, после безрезультатных консультаций сторон было принято решение о созыве панели арбитров, которая до настоящего времени не сформирована. 27 января 2017 года Россия подала жалобу в части применения энергокорректировок при антидемпинговых расследованиях в отношении листового стального проката, по которой в настоящее время проводятся консультации.

Следует отметить, что вопрос о применении энергокорректировок со стороны ЕС в отношении российской продукции не имеет прецедентов в ВТО, является достаточно сложным, а на процесс выработки решения по нему могут оказывать влияние и политические факторы, поэтому его рассмотрение может занять длительное время (с учетом в целом длительных сроков рассмотрения споров в ВТО), а гарантировать решение в пользу России невозможно, несмотря на обоснованность российской позиции и ее подкрепленность правовой базой ВТО. При этом нельзя исключать риск того, что решение в пользу ЕС по данному спору приведет к введению энергокорректировок в отношении российской продукции со стороны других стран, а также распространение подобных инструментов в практике торговой политики разных стран в целом.

Помимо ЕС антидемпинговые и специальные защитные меры в отношении плоского стального проката из России применяют Индия, Индонезия, Малайзия, Марокко, Мексика, Тайланд и США, а расследования в целях их введения в настоящее время проводят Бразилия, Вьетнам, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива и ЮАР. При этом применяемые в США антидемпинговые пошлины в отношении российского горячекатаного проката достигают заградительного уровня, составляя 73,59% в отношении продукции ПАО «Северсталь» и 184,56% в отношении прочих производителей.

Среди российских металлургических товаров, по которым было показано наличие выявленного конкурентного преимущества, ограничительные меры на зарубежных рынках применяются также в отношении стальных прутков и медной проволоки. Также ограничительные меры применяются, в том числе в ЕС, в отношении бесшовных труб российских производителей и можно отметить, что хотя в 2015 г. выявленного конкурентного преимущества по данной товарной группе отмечено не было, это является скорее следствием действующих ограничений, препятствующих увеличению экспорта труб. При этом на долю бесшовных труб в 2015 году пришлось 18,5% экспорта изделий из черных металлов в стоимостном выражении, что позволяет предполагать возможность увеличения его объемов в случае успешного оспаривания дискриминационных практик ЕС в антидемпинговых расследованиях.

Приведённые цитаты взяты из статьи Е.С. Каргина «Возможности совершенствования структуры экспорта российской металлургии при отмене торговых барьеров». Полностью статью можно прочитать здесь.

двойные стандарты, РФ, экономика, промышленность, измена Родине, идиотизм

Previous post Next post
Up