Aug 02, 2013 12:46
В целом толерантность в социальной системе может быть представлена как результат, или характер, взаимоотношений членов социума. Другими словами, толерантность - это эмерджентное свойство социальной самоорганизующейся системы. Как всякое эмерджентное свойство, толерантность возникает как следствие множества взаимоотношений членов всего общества, а не какой-либо его части. В этом отношении толерантность такой же продукт социума, как его менталитет. Поэтому аксиологический подход в формировании толерантности будет более результативным, если он не ограничен только стенами школы.
Так, детям можно показать, что некоторые всплески национализма не имеют под собой никакой основы. Например, встречаются лжепатриоты, которые утверждают, что они исконно русские до седьмого колена. Ученику четвертого класса на уроках курса «Основы религиозных культур и светской этики» можно показать расчет, на основании которого легко убедиться, что только в седьмом колене у каждого такого исконно русско-го лжепатриота должны быть русскими 64 предка по мужской линии и 64 предка по женской линии. А если сложить не очень большие количества его предков во всех коленах, то каждый ученик сможет убедиться, что все мы представители одного большого многонационального народа.
(Свешников В.Г. Аксиологический подход и проблема толерантности в учебнике «Светская этика» // Образование в поликультурном обществе: Сборник научных трудов. Выпуск 1. - СПб.: Астерион, 2013. С.62)
На первое сентября 2012 года в нашей школе из 186 детей, 88 - дети мигранты. Если к ним добавить некоторое количество детей из северокавказского региона, имеющих проблемы с русским языком и социализацией в новом регионе, то число учеников, требующих к себе особого внимания, приближается к 50%. Причем, оставшиеся 50% нельзя считать «благополучными», так как и этим детям нужна помощь и поддержка в ситуации, когда они, в силу стечения обстоятельств, оказались в непривычной для себя многоязыковой и поликультурной среде.
По убывающей, в школе присутствуют следующие национальности: русские, армяне, киргизы, узбеки, таджики, азербайджанцы, украинцы, белорусы и другие.
(Кочарян А. Т., Мкртчян А.Р. Поликультурная школа в современной России (Из опыта работы ГБОУ № 259 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга) // Образование в поликультурном обществе: Сборник научных трудов. Выпуск 1. - СПб.: Астерион, 2013. С.244-245)
Петербург,
либералы,
школа