«Если не будет богатых, кто подаст милостыню бедному и даст ему работу?» ©
Оригинал взят у
historian30h в
Добрый кулак У френда возник вопрос, помогали ли крестьяне друг другу в период голодовок?
По этой теме я как раз на днях переписал показательную заметку из «Саратовского вестника» от 20 ноября 1910 года:
«РЕДКИЕ ПОХОРОНЫ
На днях в селе Вязовка, Аткарского уезда, скончался зажиточный крестьянин Василий Парфенов Щербаков. Человек в высшей степени отзывчивый и рассудительный, он был одним из популярнейших жителей села. В минувшие неурожайные годы целая сотня семейств поддерживала свое существование только благодаря щедрости В.П.
Нет ли у кого семян при наступлении посева - бежит к В.П.; падет ли у кого лошадь в самую рабочую пору - идет к В.П.; не достанется у кого хлеба - стучится к В.П.; нужно ли кому женить сына - тоже бежит к В.П.; и т. д. и т. д.
И никому не было отказа от этого благороднейшего человека, потому что он знал, что крестьянину дорог момент нередко оставался сам с какими-нибудь 50-100 руб., но отказывать не решался.
И так бедняки сельчане привыкли было не отчаиваться в трудные минуты своей жизни, памятуя доброту и отзывчивость В.П., что были убиты известием о его смерти и не верили...
Целый день царило в селе уныние и во многих домах раздавался плач. И вот они, осиротелые, шли за гробом покойного. Каждый искренне желал отдать последний долг своему благодетелю. Пока донесли гроб от дома до кладбища, пришлось отслужить десятки литий. Чувствовалось, что оплакивают действительно что то дорогое, близкое...
Да, жаль, таких людей: деревня в них очень нуждается».
Сегодня мы привыкли к заказным статьям такого рода в прессе, написать о ком-то доброе слово бесплатно ни один журналист задницу не оторвет. Но допустим корреспондент данный материал отправил честно и бесплатно. В конце концов эпоха требовала привлекать внимание к благотворительности новой буржуазии так же, как последующая эпоха требовала показывать подвиги коммунистов.
На этот раз я не стану анализировать этот документ сам. Меня обвинили вчера, что я передергиваю. Вы сейчас проанализируете эту заметку самостоятельно, ответив, как в школе, на мои наводящие вопросы:
1)Насколько стабильно и благополучно было положение крестьян этого аткарского села? Случались ли неурожаи? Приходилось ли голодать?
2)Сколько бедных крестьянских семей приходилось на одного зажиточного и щедрого Щербакова?
3)В голодные годы оказывалась ли помощь голодающим кроме помощи Щербакова?
4)Насколько типична была фигура благодетеля-кулака?
Очень прошу свои ответы опубликовать в комментариях, дабы двоечники могли посмотреть на ответы отличников))
Из комментариев:
http://historian30h.livejournal.com/49882.html?thread=1066458#t1066458 Никогда не слышала, чтобы бедняки про кулаков как про благодетелей рассуждали. Слышала много раз, как говорили: а нас (моего отца, деда, прадеда, знакомого) раскулачили, а мы были такие хорошие, такие хорошие; но вот историй типа "у нас в селе был такой клевый кулак, такой хороший, а его взяли и раскулачили, гады" никогда.