Посмотрел брошюру Новосельского, из которой берёт свои демографические данные Рашин, на книгу которого (Население России за 100 лет. М., 1956) неоднократно ссылался и я, и мои оппоненты. Обнаружил много интересного.
Как собиралась демографическая статистика
Главным источником статистики естественного движения населения в России служат метрические
(
Read more... )
Исходя из ваших слов можно сделать вывод, что некрещёных детей не было вообще. В то же время для обозначения умерших некрещеных детей есть специальные слова, через существование душ умерших некрещёных детей объясняется существование филина, кикиморы и мавки, В Подольской, Олонецкой, Полтавской, Казанской, Орловской, Витебской, Харьковской губерниях, в Донецкой области, Полесье и на Полесье зафиксированы предписания относительно места похорон некрещеных детей, зачастую с обоснованием именно такого места захоронения (от банального "чтоб не вернулся похороним на перекрестке" до "похороним под порогом, чтобы крестили ногами, когда ходят". И это только тот материал, который был под рукой.
Если былички со сверхъестественным наполнением (дед Степан встретил душу некрещеного дитяти и окрестил ей, бросив на неё шапку) можно отнести к последствиям переработки редкого события, то все повседневные правила и предписания о том, где надо хоронить некрещеного младенца, каким образом надо крестить его душу, если встретишь и т.п. относятся к поверьям и свидетельствуют о распространенности этого явления.
Русалки же имеют отношение не к смерти некрещёных детей, а к самоубийствам путем утопления. На корпус материалов о русалках я бы сослался, если бы вы стали утверждать, что в России девушки никогда не топились.
Reply
>если бы вы стали утверждать, что в России >девушки никогда не топились.
Девушки, безусловно топились. Но по сравнению с теми, кто погибал или умирал иным способом, они были статистически незначимой величиной. И эта статистически незначимая величина стала источником невероятно количества рассказов о русалках.
Некрещеных умерших детей было еще меньше, в любом случае на статистику регистрации младенческой смертности они повлиять не могли.
Reply
Одно время с работал над статьей о демонах-детоубийцах. В числе прочего мне попалась небольшая заметка в "Памятной книжке Витебской губернии за 1862 год". Там указывалось, что за 1859-1863 в губернии родилось 634 ребёнка (страница 224). Из них 42(? - извините, вторая цифра написана неразборчиво, первая 4, вторая то ли 2, то ли 8) найдены на чердаках, в подвалах, на обочинах дорог и т.д. Там же говорилось о том, что нередки случаи обнаружения мертвых младенцев. Цифру не помню, но что-то в пределах двух десятков. Это за 5 лет. Автор возмущается тем, что дети были не окрещены. Вероятно, что на больших промежутках времени цифры могут получится более значительными.
---
Средний срок, прошедший от рождения ребёнка до его крещения - 2-3 недели.
---
В том же сборнике, кстати, приводятся цифры смертности по губернии за год. В возрасте до года умерло мальчиков 1692, девочек 1599; от года до 5 - мальчиков 2586, девочек 2301; от 5 до 10 - 1252 мальчика, 1091 девочка.(с. 284). Родилось 22014+591 (м), 19432+406 (ж) - вторая цифра - незаконнорожденные.
Reply
Ну что тут скажешь. Вы занимаетесь демонологией и это хорошо. В смысле хорошо, что не историей и не статистикой.
Я мог бы долго куражиться над теми данными, что Вы привели. Но думаю достаточно будет одного сравнения составленного из Ваших же цитат:
>за 1859-1863 в губернии родилось 634 ребёнка
>цифры смертности по губернии за год. В возрасте до года умерло мальчиков 1692, девочек 1599
То есть в губернии рождалось ежегодно примерно по 160 человек (1859-63 - это четыре года), а умирало из этих 160 человек аж почти 3,5 тысячи (1599+1692)!!!
Ну и как Вы после этого оцениваете Ваши данные"?
Reply
И это не мои данные - это точное воспроизведение информации, которая была помещена в приложении к "Памятной книжке Витебской губернии за 1862 год". Хотите оспорить - могу дать пару уроков спиритизма. Если получится, то вызовите дух автора и выскажите ему свои оценки его данных.
Reply
Ну, так это одно слово абсолютно поменяло картинку и полностью подтвердило мою позицию.
Смотрите, что получается
> 634 ребёнка - это незаконнорожденные за 1859-1861(? - 3?)
Итак, в Витебской губернии в тот период проживает порядка 770 тыс человек. При рождаемости 50 на 1000 населения, получается, что ежегодно рождалось около 38 тыс младенцев в год!
Из этих 38 тыс, если верить Вашему источнику, незаконнорожденными появлялось на свет от 126 до 211 младенцев (в зависимости от того считаем мы до 1861 или до 1863. У Вас видимо цифры неразборчивы). А мертвых некрещенных младенцев находили 42/5 или 42/3 - от 8 до 14 в год.
Итак из 38 000 рождающихся ежегодно 8-14 младенцев умерли некрещеными. Это сотые доли процента! То есть статистически незначимая величина. На учет младенческой смертности она никак не могла повлиять. Предположим, что реально умирало в 10 раз больше. Но и в этом случае речь идет лишь о десятых долях процента учета, многократно укладывающихся в рамки обычной погрешности.
Дети умершие некрещеными никак не влияли на статистику младенческой смертности. Что и требовалось доказать.
Reply
Сейчас, кстати, поднял материал. На Беларуси четко различали детей, умерших до крещения и детей, умерших после крещения, но ещё не говоривших. Души первых скитались по ночами (нужно было дать им имя и наградой за это была великая удача давшему всю его жизнь). Души вторых становились ангелами. Или (редкое верование) рождались у этих же родителей в других детях.
Reply
Угадал я почти, однако :)
>статья о найденных некрещеных младенцах касалась только города Витебска.
То есть 8-14 убитых (умерших) младенцев на Витебск в год? Но тогда непонятно, откуда более 3 тыс рождений в городе, если даже в 1888 году, там было зарегистрировано только 1,5 тыс рождений? Это точно только Витебск или вместе с предместьями?
Reply
Про незаконнорожденных (634) - не помню точно - возможно по губернии целиком. Хотя нет, слишком мало. Это данные минимум за три года, а только за 1862 незаконнорожденных записано 997.
Вторая статья - собственно не статья, а много-много таблиц - оттуда данные по рождениям на всю губернию.
Reply
Тут еще только надо учитывать, что почти половину населения города составляли евреи, которые детей вообще не крестили.
Интересен наверное фольклор связанный с пересечением этих двух культур.
Reply
Славянский и еврейский фольклоры, пересекались мало - слишком отдаленно держались группы. В славянском фольклоре еврей занимает место "чужого" (иной, потусторонний), причём чужого-нечистого (например широко распространенное верование, что евреи не едят свинью, потому что она им родная - миф о превращении Иисусом еврейки в свинью). На евреев завязываются некоторые магические обряды, которые включали в себя представителя сферы потустороннего. Например для вызывания дождя следовало облить еврея водой. Или разбить в его доме горшок.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment