Золотая пуговица Бенвенуто Челлини

Oct 29, 2016 17:22

Есть ли среди пуговиц такие, о которых знают не только коллекционеры и любители пуговиц? Наверно, это те пуговицы, история которых полна легенд и предположений. Например, "магическая" пуговица Николая II или "исчезнувшие" пуговицы Сталина.
Среди таких известных пуговиц и не сохранившаяся пуговица Б. Челлини (1500-1571).










Бенвенуто Челлини - известный скульптор, ювелир и живописец. Непревзойденную по красоте золотую "пуговицу", Челлини сделал для плаща Клемента VII. Конкурс на создание этой пуговицы очень ярко изображает Челлини в своей автобиографии. Как известно, современники восторгались его ювелирным искусством, и здесь, вероятно, не было ему равных в Италии. Но из всех замечательных творений Челлини-ювелира, так интересно описанных в его мемуарах, до нас почти ничего не дошло. Драгоценный материал, с которым работал Челлини, сыграл роковую роль в судьбе его произведений. Так, во время итальянских кампаний была переплавлена в слиток для выплаты контрибуций Бонапарту и знаменитая застежка папской ризы с изображением Бога-Отца, о которой художник рассказывает в главах 43-44 и 55 книги 1 своих мемуаров. К счастью, сохранился рисунок акварельными красками, написанный Ф. Бертольо по требованию англичанина по имени Талман в первой половине 18 века. Лицевая и обратная стороны пуговицы изображены полностью. Более того, художник изобразил драгоценные камни размещенные на пуговице, включая огромный бриллиант, который в те времена считался вторым по величине в мире.
Ниже я привожу текст из автобиографии мастера, где он описывают работу над застежкой...
" ... я тебя займу работой величайшей ценности, где ты сможешь показать, что ты умеешь делать; это застежка для ризы, каковая делается круглой, в виде блюдца, и величиной с блюдечко в треть локтя; на ней я хочу, чтобы был сделан Бог-Отец полурельефом, а посередине ее я хочу приладить ту красивую грань большого алмаза, со множеством других камней величайшей ценности; одну такую начал было Карадоссо, да так и не кончил; эта, я хочу, чтобы была кончена скоро, потому что хочу еще и сам немножко ею полюбоваться; иди же и сделай красивую модельку». И велел мне показать все камни; так что я тотчас же ушел стрелой...
... Пока ждали денег, папа снова, и уже спокойнее, рассматривал, каким красивым способом я сочетал алмаз с этим Богом-Отцом. Этот алмаз я поместил по самой середине вещи, а над этим алмазом я расположил сидящим Бога-Отца, в красивом повороте, что давало прекраснейшее сочетание и нисколько не мешало камню; подняв правую руку, он давал благословение. Под этим алмазом я поместил трех младенцев, которые поднятыми кверху руками поддерживали сказанный алмаз. Один из этих младенцев, средний, был в полный рельеф; остальные двое - в половинный. Кругом было большое количество разных младенцев, в сочетании с остальными красивыми камнями. Сзади у Бога-Отца была мантия, которая развевалась, из каковой появлялось множество младенцев, со многими другими прекрасными украшениями, каковые являли чудеснейшее зрелище..."

История

Previous post Next post
Up