Обратил внимание, что все чаще наиболее дерзко ведут себя на дороге владельцы номерных знаков типа 0Х0: 020, 050, 090 и т.п. Видимо это новый паттерн у ментов и так называемых "крутиков".
Выложу здесь свою статью про аукционы по продаже подобной цифири. Я там предлагал сделать такие аукционы через сеть, а деньги тратить на пропаганду. Но, похоже, наш жолпол читать не умеет. Они умеют только считать.
В солидном человеке все должно быть прекрасно: и барсетка, и тачка, и даже ... госномер. Именно следуя этой логике и зову неистребимого азиатского «понта» у нас, наверное, никогда не изменится страсть к всевозможного рода украшательствам, мало влияющим на суть вещей и явлений. Ну, цифры и цифры, затейливые комбинации. Впрочем, одним это не дает покоя, вторых заставляет тратить большие деньги, а третьих приводит на скамью подсудимых. Накануне в Караганде службой собственной безопасности ДВД с поличным была задержана техник отдела УДП, которая всего за 200 у.е. предложила купить «зеркальный» номер. Да только автомобилист оказался не обычным ловцом красоты и ценителем магии цифр, а сотрудником полиции: в момент расчета женщину поймали с поличным.
Не секрет, что так называемые «крутые» и «блатные» номера можно было купить во все времена. И дело здесь даже не в ограничениях и не в применяемых технологиях, когда «001», «555» и «777» либо предлагали ставить на мусоровозы или вовсе запрещали к выдаче. Дело, как мы понимаем, в цене вопроса. Нельзя стало выдавать «сотни» и повторяющиеся номера, в негласную дорожную моду вошли пресловутые «зеркалки»: 747, 505, 858 и удобно читаемые буквенные серии. И сколько бы нам не рассказывали о том, что номера теперь выдаются строго в порядке очереди, но тут и там можно видеть цифры «300», «350» и «470» на аналогичных моделях «Лексусов», массу симпатичных зеркальных комбинаций на очень непростых авто и другие проявления фантазии и желания выделиться из общего потока.
- Хочу предупредить, не гоняйтесь за престижными госномерами! Сегодня задержана техник, ей предъявлено обвинение в мошенничестве, меру наказания после проведения следствия установит суд. Но завтра стражи порядка могут арестовать и подобного «соискателя», что хочет подкупить автоинспектора в погоне за непонятной «красотой» - заявил помощник прокурора Караганды Рашид Бектау.
И здесь самое время воскликнуть, если не возопить: - Зачем изобретать велосипед??? Ведь все давным-давно придумано до нас! И очень хорошо работает, принося немалые деньги. Взять, например, ту же Великобританию, у которой с нами очень много общего: от некогда колониального прошлого карагандинских копей и медных рудников, до формата самого госномера, сделанного по британскому образцу. Кстати, и первую партию казахстанских тенге печатали именно в этой стране. Внедряемые у нас системы тотального видеоконтроля также очень похожи на технологии, применяемые в Лондоне. Британские университеты и колледжи очень любят в качестве образовательного плацдарма для своих отпрысков наши влиятельные политики и стремительно разбогатевшие нувориши. Местный капитал и беглые олигархи также часто находят приют под сенью Туманного Альбиона. Казалось бы - бери, пользуйся! Ведь здесь аукционы по продаже автономеров давно поставлены на поток.
В июле 2006 года в Йоркшире за номер «М1» была заплачена через сеть 331 тысяча фунтов стерлингов. В следующем году футбольный фанат приобрел комбинацию с именем любимого клуба WE57 HAM за 117 тысяч фунтов стерлингов. Ранее «клубный рекорд» держался с 2004 года: за номер AR53 NAL болельщик «Арсенала» заплатил 36 тысяч фунтов (74.000 USD по курсу на октябрь 2007 года).
Вообще, аппетиты англичан в погоне за цифрами впечатляют, за чем здесь только не идет охота! На аукционе в номерной знак «1 0» был продан за 210 тысяч фунтов. Ранее номерной знак «51 NGH» был продан в 2006 году за 254 тысяч фунтов стерлингов, а «номер» «1 RH» - в 2008 году за 247 тысяч фунтов стерлингов. За день до покупки номерного знака «1 0» Томом Эрлом, некоему бизнесмену был продан «номер» «1HRH» за 113 тысяч 815 фунтов стерлингов.
Другой британец заплатил 375 тысяч фунтов стерлингов за номер «F1». После уплаты налогов стоимость уникальных номеров составила 440.000 тысяч фунтов (872.000 тысячи долларов США). Автомобильный знак, впервые выданный в 1904 году, был выставлен на торги властями Эссекса. Примечательно, что вырученные от его продажи средства были направлены на финансирование автошкол графства. Вызывает улыбку тот факт, что стоимость самой «тачки» не дотянула до номера: владелец - бизнесмен из Брэдфорда, являющийся давним поклонником «Формулы-1», заявил, что поставит его на свой автомобиль McLaren SLR, стоящий около 300 тысяч фунтов ($593.000).
Самый забавный факт, пожалуй, остался за стюардессой Дебби Брук, которая за 5.200 фунтов приобрела на аукционе номер «36С», который пикантно говорил всем о размере бюста симпатичной владелицы. Но самое смешное в том, что на тот момент у Дебби не было ни машины, ни времени между рейсами на ее покупку...
Всего же с 1989 года, когда Агентством лицензирования водителей и автомобилей (DVLA) стала практиковаться продажа подобных знаков через телефонный аукцион, в казну королевства было собрано более 1,3 миллиарда (!!!) фунтов стерлингов. По словам представителя агентства, стоимость номерного знака обычно увеличивается одновременно с уменьшением числа букв и цифр в нем.
Не отстают и в бывших колониях: в Гонконге неизвестный в маске заплатил $910 тысяч за «счастливый» номер в ходе традиционного новогоднего аукциона, организованного департаментом транспорта Гонконга. Всего было продано 39 номеров на общую сумму в 13,5 миллиона гонконгских долларов ($1 миллион 700 тысяч), сообщила гонконгская газета «Минпао».
Сумма, уплаченная неизвестным за номер 12, оказалась третьей по величине в истории. Рекорд по-прежнему удерживает номер 9, проданный в 1994 году за 13 миллионов гонконгских долларов ($1 миллион 660 тысяч), на втором месте стоит номер 2, ушедший в 1993 году за 9,5 миллиона ($1 миллион 116 тысяч). Миллионы гонконгских долларов в разные годы платили за номера 33, 8, 7 и 71.
Стоимость номера в Китае определяется целым рядом обстоятельств - значением цифры или числа в традиционной китайской нумерологии, личными пристрастиями покупателя или особенностью произношения на разных диалектах китайского языка. Например, число двенадцать в кантонском варианте звучит как «определенно легко». Аналогичная страсть, кстати, распространяется здесь и на телефонные номера:
- В этих делах важно знать меру и уметь ждать. Свой номер я получил бесплатно несколько лет назад, когда в Гонконге появилась новая компания сотовой связи, с которой многие боялись связываться. Я взял у них два номера с большими тарифными планами с условием, что один из них будет с восьмерками на конце», - рассказал специалист по фэн-шуй Том Лау.
Согласно законам нумерологии, именно последняя цифра в номере больше всего влияет на судьбу человека. Поэтому, скажем, номер 238 в Гонконге будет стоить в несколько раз дороже номера 823.
Подобный опыт также широко применяется и в континентальном Китае. Недавно в провинции Цзилинь прошел первый аукцион по продаже «счастливых» номеров для авто. Всего на нем было выручено 559 тысяч юаней - эти деньги пойдут на развитие местной транспортной инфраструктуры.
По правилам, дарить или повторно продавать их запрещено. Регистрация машины осуществляется только за соответствующим номером. Действуют такие номера в течение 15 лет. Такие «счастливые» номера пользуются у жителей Поднебесной особой популярностью, поскольку многие из них очень суеверны.
Так, на аналогичном аукционе в городе Вэньчжоу провинции Чжэцзян был продан номер «99999» за один миллион юаней. Дело в том, что в китайской нумерологии особо приветствуются цифры 6, 8 и 9, созвучные китайским словам со значением успеха и богатства. Они считаются символами счастья, достатка, карьеры. А дальновидные государственные власти, в том числе и дорожные, активно используют эти настроения для пополнения своих бюджетов. «Если люди готовы дать свои деньги за то, во что они верят, почему бы им не помочь с прибылью для государства и для нас?», - сообщил на правах анонимности один из организаторов аукциона в Цзилине.
Значительно скромнее суммы в Малайзии, но и тут тон задают китайцы. Здесь установлен новый национальный рекорд по стоимости авторегистрационного знака. За табличку с латинскими буквами ТАН малазиец (китайского происхождения и с одноименной фамилией) выложил на аукционе 54 тысячи долларов США.
Как сообщил глава Департамента дорожного транспорта Малайзии Эмран Кадир: «Размер заключенной сделки явился национальным рекордом за всю историю страны. Помимо того, что знак совпадает с именем владельца машины, он содержит всего лишь одну цифру, что также является крайней редкостью на наших дорогах».
Всех же затмевают арабы: с начала нового тысячелетия в эмирате Дубай проводятся торги номеров для автотранспорта. На первом аукционе первым покупателем автомобильного номера был наследный принц Дубая шейх Мухаммед Аль Мактум. Он купил номер «7» за два миллиона дирхамов. Теперь в Арабских Эмиратах, чтобы купить красивый номер, не нужно давать взятку гаишнику, достаточно прийти на благотворительный аукцион. Именно так поступил бизнесмен Саид Абдул Гаффар Хури, что приобрел номер всего с одной цифрой - 1. Обошелся ему этот знак в $14,3 миллиона, причем сам Саид Абдул считает, что хорошо сэкономил. Он переживал, что придется заплатить за табличку вдвое дороже. Теперь ему предстоит трудный выбор: на какую из своих многочисленных машин прикрепить эту супер-дорогую табличку.
На сегодняшний день это рекордная цена за номерной знак в Эмиратах. Предыдущий рекорд расточительства при регистрации машины поставил Талал Хури, когда заплатил на аукционе $6,8 млн за номер с цифрой 5. Бесплатные регистрационные знаки в стране содержат пять цифр, остальные здесь принято покупать. Чем меньше цифр, тем престижней, а значит, и дороже он стоит. Самыми дорогими считаются цифры от 1 до 10. Вторая категория - от 10 до 99. Также нефтяные магнаты готовы платить за номера соответствующие названию модели машины. Например, многие из них готовы купить номер 599 для «Феррари-599». Есть только существенная проблема: номер один, а на «Феррари» ездят многие.
Приведенные примеры из разных уголков планеты наглядно доказывают: наша страна теряет огромные деньги, запуская их в черный оборот и порождая новые волны коррупции. Быть может, пришло время и нам воспользоваться положительным опытом? Тем более что вырученные средства просто необходимо пускать на современные мероприятия по безопасности движения, пропаганду и рекламу. Ведь обычно эти мероприятия финансируются у нас по остаточному принципу. Данную статью редакция просит считать своеобразной заявкой и предложением о сотрудничестве. Надеемся, что наши коллеги по общему делу из Комитета дорожной полиции сочтут ее полезной пищей для размышлений. Кроме того, организовывать и проводить такие аукционы надо честно и максимально открыто, совместно с лидерами автомобильной прессы, с использованием сети интернет и привлечением общественности. Может тогда к ощущениям собственной «крутизны» у владельцев дорогих машин и знаков прибавится хоть какая-то мера социальной ответственности, понимание того, что их деньги пошли на хорошее и важное дело.
было опубликовано в Автомобилисте, Караганда