Прежде, чем сесть к чаю...

Sep 27, 2012 05:21

Оригинал взят у bohemicus в Прежде, чем сесть к чаю...
  Вероятно, в связи с памятым днём календаря в ЖЖ в который раз возобновится обсуждение действительно незабываемого периода в истории нашей страны, начавшегося с сифилитика на броневике и закончившегося алкоголиком на танке. Я обычно избегаю участия в подобного рода спорах. Суть произошедшего  представляется мне очевидной и бесспорной, о чём тут дискутировать? Просто процитирую:

"Революционеры берут тем, что они откровенны. "Хочу стрелять в брюхо", - и стреляет.

До этого ни у кого духа не хватает. И они побеждают.

Но если бы "черносотенник" (положим, генер. М., бывший на разбирательстве Гершуни) прострелил на самом суде голову Гершуни, не дожидаясь "вынесения приговора" суда, - если бы публика на разбирательстве первомартовцев, перескочив через барьер, перестреляла хвастунишек от Желябова до Кибальчича ("такой ученый"), то революционеры, конечно, все до одного и давно были бы просто истреблены.


  Карпович выстрелил в горло Боголепову - "ничтоже сумняся", не спросив себя, нет ли у него детей, жены. "В Шлиссельбург он явился такой радостный и нас всех оживил", - пишет в воспоминаниях Фигнер. Но если бы этой Фигнер тамошняя стража "откровенно и физиологически радостно" сказала, что вы теперь, барышня, как человек - уже кончены, но остаетесь еще как женщина, а наши солдаты в этом нуждаются, ну и т. д., со всеми последствиями, - то, во-первых, чтó сказала бы об этом вся печать, радовавшаяся выстрелу Карповича? во-вторых, как бы почувствовала себя в революционной роли Фигнер, да и вообще продолжали ли бы революционеры быть так храбры, как теперь, встретя такую "откровенность" в ответ на "откровенность",

Едва ли.

И победа революционеров, или их 50-летний успех, основывается на том, что они - бесчеловечны, а "старый строй", которого-"мерзавца" они истребляют, помнит "крест на себе" и не решается совлечь с себя образ человеческий.

Они - голые. Старый строй - в одежде. И они настолько и "дышат", насколько старый строй не допускает себя тоже "разоблачиться".

В. В. Розанов "Опавшие листья"

Наверное, самая известная мысль Розанова - это фраза о том, что  летом надо варить варенье, а зимой пить с этим вареньем чай. Её обычно приводят, забывая, что для чаепития необходимы некоторые предварительные условия, а именно: Гершуни - пулю в голову, Фигнер - отдать солдатам.

Жаль, что современники Розанова этого не поняли.

Previous post Next post
Up