ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ по ШТЕЙНЕРУ

Jul 24, 2012 11:41

• Человечество в новейшую эпоху вступило в такое состояние, когда из всякого социально налаженного организма непременно возникает нечто антисоциальное. И это антисоциальное надо постоянно все снова и снова преодолевать... Универсального лекарства для упорядочения всех социальных отношений не существует, как не существует пищевого продукта, насыщающего на все времена. Но люди могут создавать такие сообщества, которые в своем живом сотрудничестве могут всему существующему все снова и снова давать направление к социально положительному.
• Антисоциальным является сам тот факт, что воспитание и обучение молодежи поручается людям, которые отрываются от жизни именно потому, что направление и содержание их педагогической работы дается им извне... В современном человеке духовная жизнь развивается в формах, в высшей степени зависимых от государственных учреждений и экономических влияний. Человек с детства отдается на воспитание и обучение государству… Запутанность нашей общественной жизни происходит как раз вследствие этой зависимости от государства и от экономики.
• Способности подрастающего ребенка послужат на благо общества, если их развитием займется тот, кто может принимать свои решения, руководствуясь только побуждениями духовного, а не государственного или экономического порядка. Решение о том, до какого уровня и в каком направлении следует вести обучение того или иного ребенка, можно доверить только свободному духовному сообществу. От него только могут и государство и экономика получать такие силы, которые они никогда не смогут получить, если будут сами формировать духовную жизнь людей, руководствуясь своими интересами.
• В нашу эпоху экономическая жизнь все усложнялась и с ней уже не могли справиться чисто экономическими средствами: несвободная духовная жизнь не могла порождать нужных для этого социальных идей. Люди, занятые в экономике, опутаны рутиной; истинных формообразующих сил, действующих в экономике, они не прозревают. Они работают, не охватывая целостности человеческой жизни. Если в отношении духовной жизни социальной необходимостью эпохи, вытекающей из жизненного опыта, является принцип свободного самоуправления, то для экономической жизни такой же социальной необходимостью является принцип ассоциативной организации труда.
• В ассоциациях каждый на опыте другого будет узнавать то, что ему нужно знать. Образуется экономически правильное понимание действительно возможного в каждом случае, потому что люди, обладающие каждый в своей частичной области пониманием и опытом, будут судить вместе… Как в свободной духовной жизни должны действовать только силы, заключающиеся в ней самой, так и в экономической системе, построенной на началах ассоциации, должны действовать только экономические ценности, вырабатываемые в ассоциациях.
• Так в социальном организме обозначаются два звена, которые взаимно поддерживают друг друга именно потому, что каждое обладает своим своеобразным управлением в соответствии с особенностями, присущими каждому из них. Но между ними должно жить и действовать еще некое третье звено социального организма. Это и есть собственно государство. В нем действует все то, что должно быть поставлено в зависимость от суждения и восприятия каждого совершеннолетнего человека.
• В свободной духовной жизни каждый действует в соответствии со своими особыми способностями и склонностями; в экономической жизни каждый занимает свое место так, как это вытекает из его положения в ассоциации; в сфере же политикоправовой государственной жизни каждый равноправно выступает как гражданин в своем чисто человеческом значении, не зависящем ни от способностей, проявляемых им в свободной духовной жизни, ни от экономической ценности производимых им в экономических ассоциациях благ… Здесь каждый человек встречается с другим как равный с равным, здесь обсуждаются и решаются только такие вопросы, о которых каждый человек имеет равное право судить. Права и обязанности людей регулируются в этом звене социального организма.
• Единство всего социального организма возникает из самостоятельной жизнедеятельности каждого из трех его звеньев… Кто надеется "решить" социальный вопрос с помощью выдуманной им или как-либо иначе возникшей экономической теории, тот найдет эту книгу непрактичной. Кто же, опираясь на опыт жизни, стремится побудить людей к созданию такого рода объединений, в которых они могли бы наилучшим образом понимать социальные задачи и посвящать себя их выполнению, тот, может быть, не откажет автору в стремлении к истинной жизненной практике.

Это написано без малого 100 лет назад в надежде предотвратить ещё одну мировую бойню. Однако выбор был сделан в пользу «бесноватого фюрера». Свасьян так говорит об этой и сегодня актуальной книге: «Мощно спокойная и обреченно ненавязчивая - ибо обрекшая себя из свободы на понимание или... непонимание, - книга, одинаково насущная как в атмосфере 20-х годов (перед той случившейся-таки катастрофой, которую она, услышанная, могла бы предотвратить), так и теперь, в атмосфере последнего - расчетного! - десятилетия века, накануне этой, новой, катастрофы, которую она, услышанная, сможет еще предотвратить».

Политика, Образование, Экономика

Previous post Next post
Up