Посмотрела «Нелюбовь» Звягинцева. Хочется сказать пару слов.
В общем, ужас, ужас, ужас. Грязь, грязь, грязь. Под ногами хлюпает, с неба сыпется. Все ненавидят друг друга. Мама и папа разводятся и ненавидят ребёнка. Брать его с собой в новую жизнь никто не хочет, а хотят сдать в детский дом. В руках у мамы телефон, которым она фотографирует себя и свою еду. Палец с чёрным маникюром непрерывно скользит по экрану, листая страницы соц.сетей. Мама имеет роман и знойный секс с роскошным плейбоем в его плейбойской квартире. Папа имеет знойный секс с очень беременной новой возлюбленной в ее скромной квартире. Оба секса сняты мастерски и производят сильное впечатление.
Ещё есть плохие менты и ужасная мамаша главной героини. Менты плохие, потому что не хотят искать пропавшего мальчика. А мамаша вообще исчадие ада. Почему - не знаю. Принимаем как данность. Да, и есть ещё гламурные дуры в ресторане, которые пьют «за любовь» и делают селфи, надувая губки. И ещё ужасный начальник по кличке «Борода», который задолбал всех своим православием. Вроде всех перечислила.
Сбежавшего из дома мальчика ищут хорошие волонтёры. Это единственное светлое пятно в картине. Они правда хорошие. Помогают людям. Все остальное - не просто плохо. Оно ужасно. Мальчик погибает. Как - нам не говорят. Видимо, для авторов фильма это неважно. Но как-то зверски (нам быстро показывают окровавленный труп в морге).
А жизнь, однако, продолжается. Но, как мы понимаем, опять без любви. Бывший муж злится на своего нового ребёнка, который младенческими играми мешает ему смотреть телевизор. Чтобы не мешал смотреть, молодой отец швыряет ребёнка в манеж, где он начинает громко и жалобно плакать.
Бывшая жена со своим новым мужем, тем самым роскошным бобром, смотрит телевизор в его бывшем холостяцком гнезде. Причём смотрят они почему-то «Вести» с Дмитрием Киселёвым. Нам показывают кошмарный эпизод войны в Донбассе, разрушенные дома и убитых горем людей. Этот кусок настоящей жизни настолько не вписывается в складно выдуманную картину кинематографического кошмара, что вызывает прямо-таки физическую боль. Есть в этом ужасающая безвкусица и диссонанс. Как если бы на сцене, где льётся красная краска вместо крови, какой-нибудь «третий матрос» или «пятый солдат» вынул настоящий пистолет и всерьёз застрелился. Впрочем, на персонажей эта трагедия не производит особого впечатления. Бывший плейбой смотрит телевизор с каменным лицом, а бывшая мамаша все водит наманикюренным пальцем по экрану телефона. Ясно, что и здесь счастья нет.
В финале она , одетая в роскошный олимпийский спортивный костюм, выходит на балкон, чтобы заняться фитнесом на стоящем там тренажере. Мы видим: все гламурно, дорого, а счастья нет. И не ожидается.
Справедливости ради надо сказать, что снят фильм мастеровито. С яркими деталями, крупными и общими планами, точными характеристиками. И актёры играют замечательно. Вот только история, рассказанная в фильме, скорее должна представлять интерес для психиатров, потому что патология не может быть предметом искусства. Так нас когда-то учили.
Такое вот кино выдвинули на «Оскар» от России. В принципе, все здесь ожидаемо и предсказуемо. Ужасные люди, ужасная страна, семьи нет, любви нет. Но до «Оскара» , мне кажется, режиссёр не дотянул. Не добрал по части свинцовых мерзостей жизни. Можно было бы добавить каких-нибудь садистов-педофилов. Или живодеров. Или инцеста подпустить. Да мало ли что может подсказать богатая творческая фантазия! Можно попроситься в архивы психиатрических клиник и там вычитать что-нибудь живенькое, чтобы волосы на голове у зрителей шевелились.
В общем, думается мне, не видать нашему прогрессивному режиссёру заветной статуэтки. Ну ничего, не последний фильм снимает. Фонд кино, или как называется контора, которая деньги выдаёт, ещё подкинет. И тогда уже «Оскар» будет наш. Несомненно. А может, и дадут. Чем они хуже Нобелевского комитета в конце концов? Чего не сделаешь, чтобы поддержать демократию в России?
ИСТОЧНИКЪ