креакл, как высшая и последняя стадия образованщины

Dec 23, 2014 08:53



Галковский делится своими впечатлениями о Германовском зомбилэнде на мотив "Трудно быть евреем в Быдлорашке". Собственно разбор просмотренного не слишком интереснен - говорить практически не о чем.
А вот размышления о богоизбранном режиссере и среде его обитания весьма любопытны.

В 90-е совинтеллигенция и раскрылась во всю ширь. «Слобода». Когда в 70-е высоцкие и подвысоцкие выли в партийном доме отдыха «Таганка - все ночи полные огня. Таганка, зачем сгубила ты меня?», - это воспринималось как фрондёрство постепенно стареющих шестидесятников, уплетающих финскую колбасу из закрытого распределителя с грустью и как бы со смущением. Что по тем временам всё же было большим плюсом.



1987 год. Переходная фаза от фрондёров к жуирам.



Фото внутри того нашумевшего «Огонька». Тут значимо всё. Ибо перед нами реприза жеманных фигляров, снятое в не менее символичное время. Часы банкира и кольца мафиози на Евтушенке, унты с Аляски прибарахлившегося в Америке Вознесенского, кожаный пиджак и мамардашвилевская кофта Окуджавы. Отдельная песня - церковных размеров мадонна, висящая в типовой переделкинской даче для трудящихся сталинских агитаторов (на фоне вагонки и больничной батареи). И взятый из турецкого духана резной столик с восточным самодуром - это, так сказать, «дизайн». В то время люди всерьёз полагали, что Тбилиси это Париж, если настоящему Парижу в чём-то проигрывающий, то только из-за того, что Грузия поменьше Франции, и её сильно уделал русский диктатор царский генерал Сталин.

В девяностые никто интеллигенцию в очереди не выстраивал и масти не набивал - люди стали крутиться сами. И сразу нашли себе дело - гешефт, связанный с приватизацией собственности общественных организаций, где они занимали руководящие должности. Одновременно люди нашли себе друзей - воров в законе - с блатной романтикой и наколками. Чувствовали они себя в подобной среде и при таких делах если и не вольготно, то вполне органично. Уютно и сподручно.

Герман всё время якшался с ленинградской чекистско-уголовной средой и попадал из-за своего характера в истории - его там даже били несколько раз. Что сам он имел наглость подавать как продолжение шестидесятнической фронды. Но, вообще-то, если белого человека всё время бьют негры, значит он этих негров всё время где-то находит. А почему?

Незаметно для себя именно в последней ленте Герман проговорил суть своего мира и мира своей социальной страты - ненависть к России и русской культуре, внутреннюю бессодержательность, инфантилизм и склонность к воровству. Цыгане, как и было сказано. Богом быть оказалось очень трудно. А вот богемой - легко. И совсем легко цыганами с дру-на-най.

Итог вполне закономерный для русофоба. Русская культура великая и ненависть к русской культуре в той или иной степени неизбежно вырождается в ненависть к культуре как таковой. Ненавидя Чехова, человек начинает ненавидеть европейца конца 19 века: «Гадина, шляпу надел, расшибу пенсне!» А ненависть к Европе определённого периода быстро вырождается вообще в ненависть к европейской истории.

Чёрная легенда о «ватниках» - нашедшая своё карикатурное и поэтому полное воплощение в пластилиновом мультике цыганского принца Гарри Бардина «Трудно быть котом в сапогах» (собственно весь фильм Германа это попытка перевести на большой экран пластилиновое месиво 1995 года) наложилась на общеевропейскую страшилку «тёмных веков». Незамечая, что тут происходит нарушение идеологических пропорций и русофобия переходит в евразийскую ненависть к европейской культуре, меся грязь ненависти с присказкой «я вам сделаю» (то, что фильм не сделан это ведь тоже месть психопата - щаз, русская мразь, уселась, развлекать тебя буду - а вот понюхай. А что деньги дали, так умнее надо быть - деньги всё равно мои, бо жили за мой счёт всю жизнь), меся это грязь Герман дошёл до гомерически смешного результата. Его карикатура на «грязную Рашку» превратилась в почти скрупулёзное воспроизводство того мира, из которого вышел он сам. Все герои «Трудно быть Богом» - ЦЫГАНЕ. Это легко узнаваемые типажи, одетые в соответствующие наряды и ведущие не менее соответствующий образ жизни.

Дмитрий ГАЛКОВСКИЙ

русские сказки

Previous post Next post
Up