"Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час" (Мф.15:28).
Обычно эти слова воспринимаются как ожидание награды за веру в Бога.
Логика человека следующая. Бог не являлся мне, я даже не видел никогда настоящих чудес. Есть основания сомневаться в существовании Бога. Но я верю без очевидных доказательств, и за это должен быть награжден.
И человек жестоко ошибется здесь.
Почему? Да потому что никаких усилий, чтобы в такой манере поверить, не прикладывается. Напротив, человек начинает верить в Бога в ситуации, когда этот выбор кажется самым простым и легким. И когда не поверить кажется очень страшным и трудным.
Веру ребенок чаще всего перенимает от родителей. Пойти против родителей, не поверить им, резко противостоять им, выступить одному против целого мира (потому что союзников не видно) кажется страшным. Поэтому принятие веры от родителей - это, скорее, акт трусости. За трусость не полагается никаких наград.
Человек внушает себе, что он совершил шаг навстречу Богу, и, как та женщина, заслуживает награды. Этакий герой. Подобная мысль кажется очень привлекательной и входит человеку снарядом в голову. В один момент из труса превратиться в героя! Кто не согласится?
Однако, если мы перечитаем евангельскую историю, то увидим, что там ситуация была совершенно обратной.
22. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.
23. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.
24. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.
25. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.
26. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
27. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.
28. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час(Мф.15).
Поступок женщины действительно был геройским. Никто не вбивал ей эту веру в голову. Но она унизилась перед иноплеменником, и была готова к еще большему унижению. Она не могла с уверенностью предсказать, что произойдет. После оскорбления могли и ногами запинать. Но она пересилила страх, рискнула продолжать в том же духе. И победила.
На примере этой истории мы можем понять, в чем отличается активная вера от пассивной.
Активная вера - это вера в свой успех в борьбе за добро, за правду, за конструктивизм, за спасение страждущих. Ты идешь к своей цели, и не отступаешь, не взирая на опасности. Ты бросаешь вызов сильному.
А пассивная вера - это некритичное принятие установок сильного, и удержание этих установок по типу фонвизинского Скотинина: "У меня такой обычай, как что заберу в голову, то из нее гвоздем не выколотить". Это вера труса. За такую веру нет награды. За такую веру только осуждение.
Если ты принял от родителей веру, и не переосмыслил ее, вспомни судьбу раба из притчи, который сохранил вверенный ему талант:
24. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал,
25. и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.
26. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;
27. посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;
28. итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,
29. ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
30. а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! (Мф.25).
Человек должен обязательно переосмыслить, принятое им от старших, и отделить в этом принятом пшеницу от плевел. "Ищите прежде Царствия Божия" - призыв к такому поиску. И насколько человек будет искренним и настойчивым в таком поиске, настолько велика будет его награда.