Легальный оппозиционер советской власти

Dec 15, 2022 18:35





Александр Трифонович Твардовский (1910 - 1971) - русский советский писатель, автор "Василия Теркина".

Являлся главным редактором журнала «Новый мир» (1950-1954 и 1958-1970).

Семья Твардовских, еще в 1931 году раскулаченная и разделенная в процессе высылки, приняла все меры, чтобы не потерять связь друг с другом и вновь воссоединиться (за исключением самого Александра Трифоновича, который избежал высылки и, стремясь защитить себя, скрывал положение своей семьи).

В поэмах «Путь к социализму» (1931) и «Страна Муравия» (1934-1936) изобразил коллективизацию Сталина как предвестника светлого будущего. Несмотря на то, что родители вместе с братьями Твардовского были раскулачены и сосланы, а его хутор был сожжён односельчанами, сам он поддержал коллективизацию крестьянских хозяйств.

Родители, четверо братьев и две сестры Твардовского были реабилитированы 30 января 1996 года.

Младший брат поэта - Иван Трифонович Твардовский (1914-2003), впоследствии литератор, во время Великой Отечественной войны, защищая Родину, попал в плен и после плена был приговорён к 10 годам ИТЛ, в 1952 году был досрочно освобождён.

В оба периода редакторства Твардовского в «Новом мире», особенно после XXII съезда КПСС, журнал стал прибежищем антисталинских сил в литературе, символом «шестидесятничества», органом легальной оппозиции советской власти. В «Новом мире» печатались произведения Ф. Абрамова, В. Быкова, Б. Можаева, Ю. Трифонова, Ю. Домбровского.



Многие крупнейшие писатели 1960-х годов публиковались в журнале, многих журнал открыл читателю. Например, в 1961 году был опубликован очерк «Глухой, неведомой тайгою» инженера-изыскателя Александра Побожия, а в 1964 году в августовском номере была опубликована большая подборка стихотворений воронежского поэта Алексея Прасолова.

Твардовский получил разрешение Хрущёва на публикацию рассказа «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына.

Новая направленность журнала, "оценивать литературные произведения не по их заглавиям и номинальному содержанию, а прежде всего по их верности жизни, идейно-художественной значимости, мастерству, невзирая на лица и не смущаясь нареканиями и обидами, неизбежными в нашем деле"

вызвала недовольство не столько хрущёвско-брежневской партийной верхушки и чиновников идеологических отделов, сколько так называемых «неосталинистов-державников» в советской литературе.

В 1966 году Твардовский был достаточно смел, чтобы отказался одобрить судебный приговор писателям Ю. Даниэлю и А. Синявскому.

Твардовский был противником главного редактора журнала "Октябрь" В.Кочетова, автора романа «Чего же ты хочешь?», направленного в том числе и против Твардовского.

26 ноября 1962 года при обсуждении в редакции «Нового мира» рассказа А. И. Солженицына «Случай на станции Кочетовка» (это реально существующая станция в Тамбовской области, где произошёл описанный в рассказе случай) Твардовский настоял на переименовании произведения. Рассказ стал называться «Случай на станции Кречетовка», чтобы избежать ненужных ассоциаций с фамилией редактора «Октября».

Кстати, несмотря на то что Солженицын готовил текст специально для «Нового мира», главный редактор «Правды» Павел Сатюков попросил небольшой кусок из рассказа для своей газеты. Солженицын выбрал отрывок, где персонажи обсуждают убийство окруженца. 23 декабря отрывок был напечатан, и эта публикация навсегда защитила рассказ от жёсткой цензуры и критики, так как считалось, что «Правда», главная идеологическая газета страны, не может ошибаться. Только поэтому отрицательных отзывов у рассказа не было, а положительные поступали регулярно.

В.Я. Лакшин писал о Твардовском: "При мало-мальски близком знакомстве с ним легко приоткрывалась его доверчивость. Да, при всей пронзительной остроте ума, он был человек по-детски доверчивый, потому что верил в справедливость и ждал её от жизни". А вот что писал Солженицын: "Он был предан русской литературе, её святому подходу к жизни". Лев Левицкий: "Завоевав своими поэмами подлинный авторитет, с которым вынуждены были считаться официальные верхи, Твардовский употребил всё своё влияние на то, чтобы открыть дорогу в литературе таланту, правде и совести, в чём он так преуспел, руководя «Новым миром»"(Источник: Википедия).

После оттепели

Previous post Next post
Up