В церковной истории Евсевия Кесарийского (пер. пол. 4 века) рассказывается о том, как царь Осроены Абгар 5, мучимый болезнью, послал гонца ко Христу, прося исцеления. Христос не внял просьбе, но обещал посодействовать со временем. И вот уже после воскресения Христа один из учеников Христовых отправился в Осроену благовествовать, и заодно исцелил царя, как бы выполнив обещание Христа. Ни о каких портретах Евсевий не пишет.
Но в памятнике конца 4 - начала 5 веков "Учение Аддая" приводится переписка Христа с Абгаром, а заодно упоминается, что посланник Абгара ко Христу, по имени Ананий, был художником, и он нарисовал образ Христа и доставил его в столицу Осроены Эдессу.
Историк 6 века Евагрий Схоласник трансформирует историю с нарисованным портретом в историю с полотенцем, на котором чудесным образом отобразился портрет Христа, после того как Христос приложил полотенце к своему лицу. Образ становится нерукотворным.
В 10-м веке нерукотворный образ был отправлен в Константинополь, где в 1204 он не смог чудесно спастись после захвата Константинополя крестоносцами. Поэтому современным ученым приходить верить на слово, что образ был подлинным.