Для чего требуется больше веры и меньше философского смысла

May 27, 2024 21:48



Любопытна история открытия эхолокации, связанная с именем итальянского естествоиспытателя Лазаро Спалланцани (1729-1799) и описанная, в частности, в книге Э. Щ. Айрапетьянца и А. И. Константинова «Эхолокация в природе».
На склоне жизни, в возрасте 64 лет, Спалланцани обратил внимание, что летучие мыши не натыкаются на предметы, летая в абсолютно темной комнате, где даже совы с их огромными «всевидящими» ночью глазами оказываются беспомощными.

Спалланцани ослепил несколько животных. Несмотря на это, они, оправившись после операции, летали между препятствиями так же хорошо, как зрячие. А вот закупорка ушей воском (что проделал один из научных коллег Спалланцани, швейцарец Ж. Жюрин, которому Спалланцани сообщил о своих опытах) полностью лишила летучих мышей способности летать: они натыкались на любые предметы, которых раньше прекрасно избегали.
Таким образом, Спалланцани и Жюрин сделали вывод, что летучие мыши как-то ориентируются по слуху. Большего они не могли сказать, так как не слышали излучаемых летучими мышами коротких ультразвуковых сигналов, служащих им для эхолокации.
Понятно поэтому, что идея Спалланцани и Жюрина была высмеяна современниками. Один из ее ярых противников писал: «Чтобы согласиться с заключениями, которые Жюрин черпает из своих опытов, что уши летучих мышей для них более существенны, чем глаза, при обнаружении предметов, требуется больше веры и меньше философского смысла, чем можно было бы ожидать от зоолога-философа, которого можно было бы спросить: «Если летучие мыши видят своими ушами, то слышат они своими глазами?»
Около полутора столетий понадобилось науке, чтобы доказать правоту Спалланцани: летучая мышь, действительно, как бы видит ушами (Морозов В. П. Занимательная биоакустика).

Наука, Предсказания

Previous post Next post
Up