И.Ильин. О Родине. Рецензия

Apr 01, 2024 21:11

В 19 веке идеи национализма стали бурно распространяться и усиливаться по всему миру. Россия не была исключением. Люди пропускали эти идеи через себя и находили их привлекательными.
Одним из таких людей был и Иван Ильин.
Ильин был из ряда людей, не вполне отдававших себе отчета, что такое национализм, и откуда и когда он пришел. Его предположения мало соответствовали действительности. Например, ему казалось, что патриотизм уходит корнями в древность, а христиане почему-то представлялись среди подвижников патриотических идей: "Старые, изжитые и отвергнутые христианскими исповеданиями идеи, идеи первых веков, оживают или всплывают на поверхность сознания и тем увеличивают современную смуту и шатание умов.
Кто эти сомневающиеся отрицатели родины и что мы должны им противопоставить?"

Ему казалось, что интернационализм - это новое явление, направленное на борьбу с устаревшим принципом национализма: "Современный мир все более пронизываются интернационалистическими организациями; одни из них считают принцип национал-патриотизма "устаревшим” и "реакционным”, а потому не заслуживающим поддержки; другие отвергают этот принцип последовательно и агрессивно, считая его по существу "вредным и нетерпимым предрассудком”. Замечательно, что такой интернационализм захватывал в течение 19 и 20 века все более широкие круги". В то время как раз национализм был новым явлением, а интернационализм получил толчок со времен возникновения христианства. И как раз в 19 и 20 веках национализм наиболее бурно развивался.
Ильин, в целом, правильно понимает аргументацию христиан против национализма: "Современный христианин, сомневающийся в "допустимости” родины, по-видимому, имеет в виду следующее.
Христианская любовь, говорит он себе, учит нас видеть брата в каждом человеке; все люди всех стран и народов имеют единого Небесного Отца и призваны, став пред его лицом, искренно и последовательно признавать свое вселенское братство. А это означает, что христианин рожден быть гражданином вселенной; и высшее призвание его состоит в том, чтобы отвергнуть всякие условные деления людей - по сословиям, странам, классам, национальностям, расам и т.д."
Ильин считает себя и националистом, и христианином. Поэтому у него возникает когнитивный диссонанс, который он пытается преодолеть декларациями, что христианство и национализм совместимы. Но никакой сколько-нибудь весомой аргументации он не приводит.
Демонстрируемая им "логика" представляет собой следующее: 1.Выдвигает тезис.2.Манипулирует тезисом как фактом.3.Получает нужный вывод.
Тезис: "Национальная духовная культура есть как бы гимн, всенародно пропетый Богу в истории"
Манипуляция: "Эта музыка духа своеобразна у каждого народа, и эта музыка духа есть Родина. И каждый человек узнает свою Родину потому, что его личная музыка духа откликается на ее всенародную музыку; и, узнав, он врастает в нее так, как врастает единичный голос в пение хора".
Вывод готов: "Вот почему мы утверждаем, что Родина есть нечто от Духа Божия"
Некоторые его мысли близки к объективности. Например, мысль о том, что в национализме народ замещает Бога: "Различие между религиозной и патриотической общиной состоит в том, что в религии люди любят Бога и верят в Бога, а в патриотическом единении люди любят свой народ в его духовном своеобразии и верят в духовную силу и в духовное творчество своего народа". Но это звучит откровенным кощунством в ушах религиозно воспитанного человека. И Ильин мгновенно пугается вырвавшегося у него и пишет: "Народ - не Бог, и возносить его на уровень Бога - слепо и грешно". Но не приводит ничего, чтобы примирило бы эти противоположности. Просто забалтывает: "Но народ, создавший свою родину, есть носитель и служитель Божьего дела на земле, как бы сосуд и орган божественного начала".
Есть интересные наблюдения о том, как зло скрывается под видом патриотизма: "любовь к родине живет в душах в виде неразумной, предметно неопределенной склонности, которая то совсем замирает и теряет свою силу, пока нет надлежащего раздражения (в мирные времена, в эпохи спокойного быта), то вспыхивает слепою и противоразумною страстью, пожаром проснувшегося, испуганного и ожесточившегося инстинкта, способного заглушить в душе и голос совести, и чувство меры и справедливости, и даже требования элементарного смысла. Тогда патриотизм оказывается слепым аффектом, который разделяет участь всех слепых и духовно непросветленных аффектов: он незаметно вырождается и становится злой и хищной страстью - презрительной гордыней, буйной и агрессивной ненавистью; и тогда оказывается, что сам "патриот” и "националист” переживает не творческий подъем, а временное ожесточение и, может быть, даже озверение. Оказывается, что в сердце человека живет не любовь к родине, а странная и опасная смесь из воинственного шовинизма и тупого национального самомнения или же из слепого пристрастия к бытовым пустякам и лицемерного "великодержавного” пафоса, за которым нередко скрывается личная или классовая корысть".
И как люди ошибочно думают о себе как о патриотах: "Бывает и так, что человек, в действительности не нашедший свою родину и не сумевший ее полюбить, все-таки всю жизнь ошибочно принимает и выдает себя за патриота. Это означает, что он прилепился своею любовью не к родине, а к какому-то "суррогату” ее, который он по ошибке принимает за родину".
В целом, большая часть текста Ильина - просто его излияния как художника, что вдумчивым читателем вопринимается пустой болтовней.

Рецензии, Национализм, Ильин, Дз

Previous post Next post
Up