Я уже приводил выдержки из книги: Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию в половине XVII, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. Выпуск второй (От Днестра до Москвы). М., 1897,
где московиты представлены как русские
https://pycckomy.livejournal.com/364344.html Вот выдержки, где они противопоставляются:
С. 50, 64:
Нам рассказывали, что он был царем над русскими, уверовал во Христа около 600 лет тому назад и построил эту церковь…
Владимир, царь русских, женился на сестре царя Василия…В то время племена, окружавшие область Киевскую, были язычники, неверные, именно: ляхи, московиты, татары и иные, и постоянно воевали с царицей, но она их победила, пока чрез нее не воссиял на них свет веры во Христа, и они уверовали, за исключением татар.
С. 66, 118:
Он в настоящее время прибыл послом от царицы великого шведского народа, девственницы, к гетману Хмелю… Граница ее страны близка от границы московитов, и между нею и царем большая дружба. В ее стране много подданных из московитов…
Сербские страны приняли христианство лет за пятьсот пред сим, быв в идолопоклонстве и язычестве. После них обратились в христианство казаки, а затем московиты, и все это случилось при Василии Македонянине, да помилует его Бог! Аминь.
С.48:
Оба патриарха вернулись и приложились к местным иконам, что у дверей северного алтаря, затем вошли в алтарь, где жертвенник, и приложились к мощам св. Петра, первого митрополита московского, коего позолоченная рака вложена в стену между обоими алтарями. Этот именно святой прибыл из города Киева, после того как русские приняли веру христианскую чрез царя Василия Македонянина, пославшего туда свою сестру. На ней женился Владимир, царь киевский, после того как она окрестила в реке Днепре его, всех приближенных его и всю страну рукой этого святого Петра, который потом прибыл в Москву и совершил множество чудес, пока московиты не сделались христианами.
С.190:
Он (имеется в виду Святополк Окаянный. - М.Б.) пригласил к себе в дом двоих из них, Глеба и Бориса, названных по крещении Романом и Давидом, и хитростью удалось ему убить их собственною рукою. Так они стали мучениками, и русские и московиты празднуют их память и строят во имя их церкви.