Барбара Такман пишет: Отношение Церкви к предпринимательству и коммерции… состояло в убеждении, что деньги - зло , что, согласно Блаженному Августину, «стяжательство само по себе - зло», что доход свыше минимально необходимого для поддержания дела - это алчность, делать деньги на деньгах, ссужая их под проценты, - грех ростовщичества, а перепродажа приобретенных оптом товаров по более высокой цене воистину аморальна и порицается каноническим правом; как резюмировал Блаженный Иероним , «купцы небогоугодны»...
Экономическую отсталость усиливали и законы того времени, которые предписывали фиксировать цены на «справедливом» уровне, покрывающем лишь затраты на материалы и добавленную стоимость вложенного труда. «Чтобы убедиться, что никто не получит преимущества над остальными, - объясняет Такман , - законы о коммерции запрещали совершенствование инструментов и технологий, продажу ниже фиксированной цены, работу допоздна при искусственном освещении, привлечение новых учеников, использование труда жены или несовершеннолетних детей и рекламу своих товаров в ущерб интересам конкурентов». Отличные правила для игры с нулевой суммой! Единственная остающаяся возможность разбогатеть - грабеж. Сценарий игры с положительной суммой предполагает выбор, выгодный и той и другой стороне одновременно. Классическая игра с положительной суммой в обычной жизни - это обмен услугами, когда один индивид приносит другому значительную пользу при малых для себя затратах. Пример - приматы, помогающие друг другу избавиться от паразитов на спине, охотники, которые делятся мясом, когда один из них принесет добычу, которую не может употребить за раз, и родители, которые по очереди присматривают за детьми (С.Пинкер)