Моральный закон превыше всего

Jan 14, 2024 21:47

"И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня" (Быт.22:9-12).
Господь приказал Аврааму убить своего сына, и Авраам послушался. Представьте, что Ваш родной отец, которого Вы безмерно любите и почитаете, прикажет Вам убить Вашу дочь или сына. Если Вы согласитесь, значит, что-то не в порядке с Вашей головой. А если он прикажет Вам разбить ребенка об стену, вонзить нож в Вашу мать? Это совершенно неостроумное испытание. Убийством детей никого не испытывают и не разыгрывают.

А что, если под видом Бога придет сатана и прикажет Вам убить сына? Имеете право на ошибку? Помню, какие-то старцы писали, что якобы мы всегда поймем, Бог это или сатана. Якобы Бог наполняет душу миром, а сатана тревогой. Эти представления чисто умозрительны. От неопытности, от незнания мира, от интеллектуальной незрелости. Зло может подкрасться совершенно незаметно. Профессиональный актер может сыграть все что угодно, и мы не поймаем фальши. Разве апостолы чувствовали тревогу при взгляде на Иуду? Нет. Сила предателей в том, что мы не способны их раскусить. Мы спокойны и пребываем в мирном духе, когда получаем неожиданный удар.
Автор, придумывая эту историю, хотел воспитать в людях покорность властям вопреки всему. Древним деспотам это было удобно. И само по себе это умонастроение не содержит в себе чистую конструктивность. Но оно имеет еще и убийственный побочный эффект. Воспитывает в людях готовность совершить любое зло во имя Бога или высшего блага: участвовать в крестовых походах, сжигать "ведьм" на кострах, или, яркий, не такой уж далекий пример: морить евреев в газовых камерах, чтобы улучшить человеческую породу.
Но вопреки приведенной легенде, Бог не стал бы воспитывать в людях безмоглую покорность, не говоря о том, что высшему существу не нужны тупые покорные зомби. Как может кому-то такое прийти в голову? Кто-то думает, что Бог в куклы играет? Есть такие, кто дерзнет сказать, что Богу интересно с ними, послушными безвольными дурачками? Как каждому из нас, Богу нужен товарищ, с которым можно разговаривать, советоваться, наблюдать нестандартные, непрописанные программой реакции. И концепция эта понятна части авторов Библии, например автору, известному в библиистике под буквой "Е": "И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим" (Исх.33:11). А безмозгло покорные люди - это находка для сатаны. Именно посредством таких людей творится все зло в мире: все терракты, все инквизиции, все геноциды. Бог не будет воспитывать воинство сатаны.
Нет, Бог создал человека свободным, создал его творцом и праведным судией по своему подобию.
И не Бог, а моральный закон превыше всего. Если мы предположим, что Бог начнет творить зло, разбивать младенцев об стену, отрезать груди женщинам, не следует примыкать к нему. Следует восстать и укорить его. Совесть и моральный закон превыше всего. Тем более, авторы Библии изображают Бога ошибающимся:
"Но Моисей стал умолять Господа, Бога Своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою, чтобы Египтяне не говорили: на погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли; отврати пламенный гнев Твой и отмени погубление народа Твоего; вспомни Авраама, Исаака и Израиля, рабов Твоих, которым клялся Ты Собою, говоря: умножая умножу семя ваше, как звезды небесные, и всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему, и будут владеть вечно. И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой"(Исх.32:11-14).
Обратите внимание, во фразе «Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего» используется слово «боишься» (как и во многих других местах), а не «любишь». Что значит, боишься? Инстинктивно стараешься избежать ситуации, в которой тебе может нанесен вред. Т.е. чтобы не пострадать самому, Авраам собирался убить сына.

НР, Экзегетика, Мораль, подчинение авторитету

Previous post Next post
Up